Forgotten Realms - вселенная буквально огроменная и вмещающая в себя столько контента и офигительных историй, что никакому Средиземью и не снилось. На данный момент по количеству всего, что эта вселенная включает, ее можно сравнить разве что с вселенной Warhammer (вместе с Вахой 40000). Плотно спаявшись с Dungeons & Dragons (D&D) настолками, и будучи усиленной книгами таких писателей как Роберт Сальваторе, вселенная продолжает развиваться, не смотря ни на что. В этой статье я приведу несколько игр по вселенной Забытых Королевств, которые затронули мою душу. Затронут и вашу - не сомневайтесь! Я не буду колыхать классику вроде Planescape или Icewind Dale - остановимся только на некоторых, возможно спорных играх.
1. Neverwinter Nights
Системные требования (для Enhanced Edition):
ОС: Windows 7, 8, or 10
Процессор: 1 GHZ
Оперативная память: 512 MB ОЗУ
Видеокарта: OpenGL 3.0 compatible
Место на диске: 10 GB
Тут все будет предельно кратко, потому что общаться на тему Невервинтера можно до бесконечности долго. Из личного опыта скажу что первая часть этой игры со всеми ее аддонами и DLC (Curse of Levor, Shadows Undrentide, Tyrants of the Moonsea, Hordes of the Underdark и многие многие прочие) очень плотно засела мне в душу в свое время. И я с уверенностью могу сказать что годами ранее эта игра опередила свое время и сделала прорыв задолго до всяких там Dragon Age.
Игра была разработана легендарной канадской компанией BioWare и выпущена не менее легендарным издателем Infogrames в далеком 2002 году. При том что первоначальным издателем должна была быть Interplay (еще одна легенда), но она не успела до своей кончины взяться за этот проект. В итоговом виде игра поступила в магазины в 2003 году и сразу получила от игровых изданий 9 баллов из 10.
Сюжет
Перед началом повествования о сюжете необходимо отметить, что игра разворачивается в фэнтезийном мире Forgotten Realms. Для любителей разделять понятия Забытых Королевств и D&D, скажу сразу - Забытые Королевства это именно вселенная, а D&D это прежде всего настолки по вселенной со своими "протоколами" и сводами правил по игре. Редакций этих правил довольно много, но первый Невервинтер основан на самой тру третьей редакции.
Сюжет тут нифига не прост. Вы один из выпускников Академии героев Невервинтера. Город застали скверные времена - таинственная эпидемия бушует в разных кварталах города. На фоне этого дикий разгул преступности, наплыв нежити, абстрагирующаяся от проблем мирян знать, пробужденное древнее зло и прочие проблемы долбанули по городу одновременно. Так вот и с Академией не все так просто - не успели вы еще закончить ее, как академия переживает атаку таинственных противников, стремящихся уничтожить ее настоятеля и (по возможности) всех обитателей. После нападения выясняется, что из Академии пропали 4 магических существа, которые могли быть ключом для изобретения лекарства от болезни. Вот теперь вам предстоит во всем этом "океане жести" "проплыть", разобраться в причинах болезни, найти существ, и по сути, урегулировать вопросы с проблемами каждого района города в отдельности..
Геймплей
Геймплей игры ооочень и ооочень интересен. Во-первых эта игра задавала темп и вид таким известным играм других вселенных как названный уже Dragon Age, Drakensang и даже Divinity перепало (не смотря на то, что развивались вселенные Forgotten Realms и Divinity параллельно). Это полностью RPG-игра, зависящая от характеристик, мировоззрения, перков и даже прошлого вашего персонажа, а также от его религии, взаимоотношений с миром игры и персонажами и многим другим. Это RPG, действия которой проходят в реальном времени с предоставлением игроку возможности планировать свои действия при помощи умной паузы.
Но есть НО! Большое НО! Не смотря на то, что действие происходит в реальном времени, боевой режим все равно происходит по ходам... даже не ходам а "броскам кубиков". Вы этого не видите - максимум что вы увидите это сообщения в логах боя о том, что "Критический удар не удался 6 vs 8d" или что-то подобное. Объясню систему. Когда вы проводите какое-либо действие движок игры выбрасывает своего рода "кубики", значения которых генерируются рандомом, а их диапазон или вероятность выпадения зависят от кучи параметров начиная от характеристик вашего персонажа, заканчивая тем, какие эффекты на него накладывает окружение или действие зелий. Запись означает, что для проведения критического удара по противнику потребно 8 очков, но было выброшено только 6, поэтому крит провалился. И так в принципе везде в этой игре.
Это наиболее полная и подробная интерпретация механик настольной игры в компьютерную. И поверьте - эта интерпретация не будет вам сильно досаждать, а только увлечет разобраться в вопросах механик более серьезно.
Каждый персонаж игрового мира своеобразен и неповторим. У каждого есть собственное "Я" и личность. И как вести себя в той или иной ситуации решать вам. Игроку предоставляется довольно обширная свобода выбора (не сказал бы что прям безграничная - но вам хватит вдоволь - еще будете перепроходить, чтобы лицезреть больше возможностей для решения того или иного квеста).
Персонаж выполняет квесты, дерется с противниками, ворует из закрытых сундуков и хранилищ и пр. и за каждое действие получает заветные ХР, которые перерастают в новый уровень, который открывает новые очки характеристик, новые перки и возможности для прохождения.
Изначально при создании персонажа вам предстоит помимо тривиальных выборов расы, пола и внешности выбрать еще и класс. Классов тут более чем полно. Можно быть как праведным монахом-поборником религиозных заветов, так и конченным ворюгой-разбойником. Но тут надо заметить, что каждому классу соответствует свое мировоззрение. И если вы захотите пустить монаха во все тяжкие (что конечно тоже можно), то скорее всего прокачка его в ветке монаха приостановится и вам придется выбирать соответствующий его текущему мировоззрению класс, который можно будет продолжить вкачивать. Количество билдов персонажей тут невероятное количество. Мнения фанатов часто разнятся что лучше - моногамный одноклассовый герой, который за счет выбора одного единственного класса сносит лицо всем кто с ним не согласен за счет максимальной прокачки, или же мультиклассовый персонаж, который познал силу синергии нескольких перков разных классов и теперь выруливает за счет своей универсальности.
Тем более, что в Невере есть также мультиплеерный режим, в котором игроки мутузят друг друга за добру душу всем подручным соревнуются друг с другом в PvP и различных испытаниях. Там вообще отдельное направление билдостроения персонажей, координально отличающееся от тех кто любит уютное прохождение качественной игры.
Отдельно хотелось бы остановиться на сюжете и диалогах. Его много. Его действительно много и это "много" невероятно интересно. В каком то квартале города началось буйство чумы, выясняется что чума заинтересовала не только докторов, но и чернокнижников-некромантов, которые непременно воспользовались ситуацией, чтобы поправить свои ряды послушной мертвячины, в другом районе, наслышанные о буйстве некромантов разбойники, полностью сместили законную власть, в которую не верят, и решили самостоятельно бороться со всеми кто выходит/входит к ним во владения. И так далее - историй тут куча и больше (и это только оригинальный сюжет). И все эти истории освещены в диалогах с NPC. Диалоги переведены и переданы так, как будто вы сейчас действительно читаете книгу Роберта Сальваторе и погружены в мир Королевств чуть более чем полностью.
Отдельное слово надо сказать про графику и звук. Графика, понятное дело, тут соответствует времени выпуска игры. Но в те времена увидеть такие отражения на броне и такую игру теней было сравни магии. Все это выглядело очень качественно. Сейчас уже появился Enhanced Edition, в котором графоний более оптимизирован под современные ПК и кое-где даже заремастерен. В общем поиграть даже сейчас на даже слабенькой машине отнюдь не стыдно.
А вот звук... Джереми Соул - один из величайших композиторов-симфонистов в игровой индустрии, постарался на славу. После прохождения игры спокойная музыка Соула будет навечно ассоциироваться у вас с покоем и уютом, с такой... ламповостью, что захочется просто завернуться в плед и послушать ее, попивая чай или глинтвейн... и в очередной раз вспомнить как вы спасали Невервинтер от лютой напасти.
Я могу порекомендовать пройти сначала все же оригинал, а после переходить на аддоны (DLC) и фанатские модули. Можете быть уверены - они вас точно не разочаруют! А уже после первой части плавненько приступать и ко второй (ее прохождение я буду записывать и выкладывать в своем блоге).
Геймплей: 9 из 10 (даже спустя столько времени круто снова сыграть в легенду)
Сюжет: 10 из 10 (очень интересен, особенно фанатам Королевств)
Графика: 7 из 10 (как бы можно сделать скидку на то, что игра уже дед)
Реиграбельность: 8 из 10 (не самый важный тут параметр, но пару раз она вернуться заставить может)
Требовательность к ПК: 10 из 10 (потянет даже слабый)
Итог: 8.8
2. Kingdoms of Amalur: Re-Reckoning
Системные требования (минимальные):
ОС: Windows 7, Windows, 8, Windows 10 (64 разряда)
Процессор: Intel или AMD Dual Core с частотой 2,5 ГГц
Память: 4 Гб
Видеокарта: DirectX 10 Feature Level AMD или NVIDIA Card с 1 Гб видеопамяти
Место на диске: 40 Гб свободного места
Сейчас у фанатов Забытых Королевств (как и у меня в свое время) знатно подгорит, что эта игра таки вошла в этот небольшой рейт. И да - я согласен с вами, что это отчасти наверное неправильно, но...
Давайте так - мои рейтинги "3 игры" впринципе зачастую неочевидны и почти всегда исключают появления в них каких-либо абсолютных прям хитов, о которых вы могли бы сказать "А... он про это... видел, знаю". Я сейчас попробую объяснить почему эта игра приводится в этой статье.
Ну во-первых да. Это не совсем Forgotten Realms, точнее даже совсем не оно. Однако, эта игра и ее мир чуть более чем полностью описаны одним из "апостолов" Королевств Робертом Сальваторе (создатели ЗК - Эд Гринвуд, Джефф Граб, Карен Мортин, создали данную вселенную еще до 1987 года). Именно он работал над созданием мира игры. И да - когда в 2012 году появилась самая первая версия Kingdoms of Amalur: Reckoning (которая не ремастеред), она рекламировалась некоторыми изданиями как таки игра по вселенной Забытых Королевств. Потом нарратив сменился в сторону "от создателя" и "по мотивам" или же "похожая на".
Если разобраться подробнее как гики в том, что это таки такое, то первым делом надо обратиться к карте вселенной Забытых Королевств и Амалура. Можно будет заметить сходство регионов Эрлказар или Дамары с Ваасой (ЗК) в целом с Амалуром. Сам же Сальваторе описывал Амалур как мир предтеч. Ах да... если обратиться к легендам Побережья Мечей (ЗК), то там тоже будет упоминание о некоем мире, который был незадолго до Королевств и ему ничего не предшествовало. То есть Амалур был первым по своей сути миром, где развивалась цивилизация, но потом случился катаклизм или что-то типа того, что привело к образованию таких регионов как Ice Wind Dale (Долина Ледяного Ветра). Это конечно все на уровне конспирологии... но все таки. Да и сам Сальваторе все это время хитрил и не раскрывал карты.
Что же касается самой игры, то оригинал разработан был довольно безызвестными студиями Big Huge Games и 38 Studios. У последних это была первая и последняя игра до банкротства (однодневки получается). Кен Ролстон - человек, который был геймдизайнером The Elder Scrolls III: Morrowind и The Elder Scrolls IV: Oblivion, был исполнительным дизайнером игры, а это уже прибавляло +5 к оценке и ожиданиям. Игра вышла в феврале 2012 года сначала на консолях и обрела средний рейтинг в 7-8 баллов из 10. Уже к 2020 году усилиями немецкой компании Keito выходит ремастер игры Kingdoms of Amalur: Re-Reckoning. Главный упор ремейкеры сделали на графику. Цель была нагнать отсталось оригинала в графицеском плане и сделать его более... ПКшным что ли - в общем больше адаптировать игру на кроссплатформу. Но по выходу у игры уже был более низкий балл в 6 из 10.
Многие блогеры в 2020м окрестили выход игры "Вторым покушением на Скайрим". Дело в том, что общественности не давало покоя, что над игрой работал Ролстон, якобы обиженный за свое довольно косвенное участие в разработке 5й части Древних Свитков. Но это опять же конспирология общественности.
Сюжет
Если более просто, то есть королевство Амалур. В этом королевстве живет такая протораса бессмертных фей. Не тех что с крыльями, а тех кто просто так называется, но на деле это типа духовных сущностей. Этих фей живет несколько рас и все они по сути бессмертны но живут в относительном мире с другими смертными расами. И вот некая фракция Туата Дейон (Туата), или так называемые Зимние Феи, решает военным путем покорить всех остальных, показав кто тут тупо может.
Короче войнуха подзатянулась - ну как бы бессмертным противостоять тоже такое себе дело. Ища выход из ситуации, гномы создают устройство Колодец Душ, который должен решить вопрос со смертностью других рас - превратить их по сути в таких же бессмертных как и Туата, но все "идет по причинному месту" и Колодец просто рушится.
Однако, главный герой умудряется стать единственным получившимся экспериментом. Сила Колодца как-то повлияла на него и теперь он бессмертный. Проблема в том, что бессмертие не спасло его от амнезии и он ничего не помнит о своей прошлой жизни. Не смотря на то, что от линии фронта ГГ довольно далеко, он все равно встречается с Туата и находит в себе новые способности - подчинять судьбы других существ. Вот так и начинается наша история.
Геймплей
В игре есть несколько регионов, порядка 4х играбельных рас и 3 дерева классов. Выбор расы влияет на внешность и базовые статы персонажа. Игра использует уникальную систему «судьбы», посредством которой игрок, чтобы открывать различные судьбы, может развить дерево умений, являющееся системой классов. Боевая система основана на своевременном нажатии клавиш, то есть подобно action/RPG с быстрым геймплеем и сменой событий, как, например, серия игр God of War (из-за чего игру как бы даже крестят слешером по жанру).
Да. Хоть это и RPG, но элементов этого жанра не так уж и много и отсутствует один из самых важных - возможность отыгрыша роли. Вас ведут по сюжету как за ручку и больше всего (как я, например), переживаешь не за ГГ, а за то, что сделав упор на сюжетку, напрочь забудешь про дополнительные квесты.
В игре довольно много различного оружия, вещей и элементов экипировки. Каждое использует определенные удары / связки ударов и имеет какие-либо возможность для альтернативного применения (альтернативные варианты нанесения урона).
Мир игры довольно обширный (если еще вдовесок добавить лор), но какой-то пустоватый и коридорный. По крайней мере такое впечатление он о себе оставляет. Не сказал бы, что все прям плохо, но есть какие-то ощущения недоработанности, хотя над игрой уже потело немало студий.
Довольно неплохо в игру привнесены элементы стелса. В сочетании с довольно сочной графикой, местами напоминающей WoW, в игру довольно приятно играть. Ощущается некий impact от игры. Рекомендую для игры использовать джойпад.
Геймплей: 7 из 10 (чисто из-за ощущений коридора и пустоты)
Сюжет: 8 из 10 (тривиально но необычно)
Графика: 9 из 10 (весьма приятная)
Реиграбельность: 3 из 10 (не та игра, в которую вас снова потянет)
Требовательность к ПК: 7 из 10 (довольно требовательна)
Итог: 6.8
3. Neverwinter
Системные требования (минимальные):
ОС: Windows 8 или Windows 10 (64-разрядная)
Процессор: Core 2 Duo 2.2Ghz (или эквивалентный процессор AMD)
Оперативная память: 4 GB ОЗУ
Видеокарта: NVidia GeForce GTX 4xx, ATI/AMD Radeon HD 5xxx, или Intel HD Graphics 4xxx (Direct3D 11)
Место на диске: 21 GB
Нет. Это не Neverwinter Nights ). Это вообще MMORPG! В начале 2010х казалось что вселенная Forgotten Realms заброшена. Действительно, с появлением новых вселенных (Dragon Age) и развитием старых и самобытных (таких как Divinity или Elder Scrolls), интерес к ЗК упал. Но оказалось что некая студия Cryptic Studios таки разрабатывает вроде как ММОРПГ по мотивам Королевств. Было только одно НО - студия весьма маленькая и совсем как бы не очень и справляется. В 2009 году Atari перекупают Cryptic Studios и не закрывают, а наоборот еще больше приподнимают разработку Невервинтера. Atari будучи большими спецами по маркетингу запланировали выпуск игры в 2011 году, совместив его с выходом большого количества продуктов по вселенной ЗК (4х книг и 1 настолкой D&D). Но в мае 2011 года Atari продают проект с Cryptic Studios одному из столпов MMORPG-индустрии того времени - компании Perfect World Entertainment (за неудобства интерфейсов им отдельное "спасибо"). В общем процесс продаж проекта был связан не столько с физическими потугами в его разработке, сколько с судебными тяжбами между Atari и Wizards of the Coast (действительный правообладатель на выпуск продукции по D&D). Естественно во избежание проблем Atari хотели по-быстрому сбросить проект, чтобы в случае чего сказать "А мы что? А мы ничего!". Впрочем исход процесса на выход игры не особо то и повлиял - она вышла летом 2013 года ввиду постоянных перепродаж проекта и необходимости его "полировки". По выходу игра получила средний балл 7-8 из 10 от игровых изданий.
Как конечный продукт игра получилась чистой ММОРПГ по модели free-to-play. Как сказано выше - игра должна была перекликаться с другими продуктами по вселенной, но в 2010м концепция немного поменялась и она стала уже самобытной игрой, не входящей в серию Neverwinter Nights.
Сюжет
Самобытность самобытностью, но таки с книгой Роберта Сальваторе "Гонтлгрим" игра перекликается. По сути в основу повествования заложен сюжет из книги. В игре вы застаете (снова) многострадальный город Невервинтер, в котором (снова) хаос, вызванный исчезновением его Лорда, а Кордовская Чума (если что не болезнь а целая межпланетная катастрофа) и Первобытный Огненный Элементаль почти уничтожили город. Все жители поделились на фракции, которые пытаются установить над городом контроль. Все еще дополнительно усугубляет тот факт, что действия всея игры происходят в аккурат после битвы Королевы Личей Валиндры с войском Нового Невервинтера (это область вокруг Невервинтера, которую только начали застраивать). Была эпичная битва, в которой участвовали известные по книгам Сальваторе Дриззт До'Урден (в пер. Gold Collection - Дзирт До'Уорден) и "Баррабус Серый" (Артемис Энтрери). Ну как и всегда в мире ЗК - ко всему добавились буйства пиратов, которые затерроризировали Побережье Мечей почти до торговой блокады, да и некроманты тоже опять же не дремали, а начали снова поднимать свои войска. Вот в таком вот... круговороте событий вам предстоит поучаствовать.
Геймплей
Первое, что бросается в глаза, это рука Perfect World Entertainment, понаделавшая кучу различных меню с советами / донатом / событиями и пр. хренью, которая как бы не должна мешать игровому процессу но сук мешает! Кто играл в Аллоды Онлайн неприменно их вспомнят и поймут что эти игры как будто братья-близнецы, просто находятся в разных сеттингах. Действительно по управлению / геймплею и пр. игры сильно похожи.
При создании персонажа вы вольны создать выбрать один из классических для D&D классов. Максимальный уровень, который вы можете достичь в игре (на момент публикации статьи) - 80. Можно объединяться в группы до 25 чел с другими игроками, чтобы, например посещать данжи (небольшие походы-испытания для групп игроков и одиночек). Данжей тут довольно щедро насыпано и есть где побывать.
Стоит отметить, что игровой мир этой игры основан также на 4й редакции правил D&D. Это значит что тут есть небольшая нетрадиционная заморочь с силами исцеления, которые как бы представляются отдельно и для применения особых умений тут нужны очки действия, накапливаемые в бою.
Концепция free-to-play (которая в последние годы мне уж сильно претит), подразумевает то, что в игре есть донат. Донат обильный и местами имба. Купить можно многое - от игровой валюты до сетов амуниции, от просто украшений на персонаже до игровых маунтов (верховых животных). При этом по сути все в магазине продается за донат-валюту ZEN, которую можно как приобретать за реальные деньги, так и копить за счет выполнения ежедневных (дейлики) и не только заданий.
Игра выделяется тем, что в ней используется так называемая система The Foundry. Это типа встроенного редактора уровней. Да - в рамках мира или же отдельно созданных миров пользователи могут создавать свои задания. Что по-первой породило невероятное количество абузов и проблем. Поговаривают, что в скором времени он будет совсем отключен.
Бои здесь нечто среднее между сражениями в слэшерах и классической ММО-боевкой. Мы можем махать мечом и метать заклинания туда, куда смотрит прицел, но при этом все атаки, кроме умений массового поражения, жестко закрепляются на жертве, попавшей в перекрестье. Если честно такое упрощение боевок, на мой взгляд, не идет ММО играм на пользу. Но тем не менее - играется более чем комфортно!
Вот по визуальному стилю и дизайном как отдельных элементов интерфейса, так и в целом игра сильно отдает то ли WoWом то ли теми же Аллодами. Фанат ЗК может почувствовать тут себя как не в своей тарелке что ли. Локации весьма тесные. Есть ощущение что на некоторых народа больше, чем пространства, которого на этот народ выделено. Но все же есть надежда (и очень подкрепленная), что все это все равно будет развиваться и возможно все недочеты будут постепенно искоренены.
Из существенных бонусов можно отметить обилие событий - разработчики следят за отзывами на продукт и постоянно радуют новыми ивентами. Думаю попробовать однозначно стоит - авось и понравится!
Геймплей: 7 из 10 (в минус из-за обилия доната и упрощения донельзя)
Сюжет: 8 из 10 (тривиально потому Невервинтер снова но с неплохим развитием)
Графика: 9 из 10 (весьма приятная)
Реиграбельность: 8 из 10 (может затянуть надолго)
Требовательность к ПК: 9 из 10 (невысокие требования)
Итог: 8.2
Заключение
В этой статье я привел немногие из игр вселенной Forgotten Realms, а только, может быть самые неочевидные или даже неоднозначные. Эта вселенная действительно поражает размерами и степенью проработки. Как я уже упоминал - Neverwinter Nights 2 будет проходиться под запись у меня на канале. Поэтому если не хочешь пропустить выход видео - подписывайся на канал! Всем спасибо!