Найти в Дзене
Бессознательное¿

Поэзия, какой вы её не знаете #1: Владимир Высоцкий

#культура #поэзия #высоцкий

Этой рубрикой мне хочется выразить своё недоумение, почему стихотворения многих даже очень известных поэтов забвенны и не котируемы окружающим миром.

Мы начнём с не просто знаменитого автора, а целого народного кумира —
Владимира Семёновича Высоцкого.

Говоря о творчестве этого безусловно любимого, но на целую эпоху запрещённого певца, хочется отметить значимую подробность. Несмотря на многочисленные переводы, издания на разных языках, выступления в целой плеяде стран, Высоцкий всегда оставался именно русским поэтом. Более того, певец сам обозначал свою гражданскую позицию и неотделимость от России.

В подтверждение своих слов хочу привести стихотворение
"Банька по-белому", первая строфа которого использованием исконно русских выражений даёт понимание всея картины творчества поэта.

Протопи ты мне баньку, хозяюшка!
Раскалю я себя, распалю!
На полоке, у самого краешка,
Я сомненья в себе истреблю!


Как мы привыкли говорить, "цепляет за душу" использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, характерных исключительно для русской речи. Согласитесь, "хозяюшка" и "у краешка" звучат гораздо приятнее для ушей, нежели "хозяйка" и "у края".
Но что же такое "на полоке"? Нет, это не искажённое слово "полка".
Полок есть широкая скамья в русских банях, на которой, собственно, парятся.

Текст стихотворения в целом повествует о заключённом, чудесным образом вышедшим из ГуЛага. Свидетельствуют тому многие куплеты из песни. Я приведу в пример следующий.

Разомлею я до неприличности.
Ковш холодной — и всё позади!
И наколка времён культа личности
Засинеет на левой груди.

В тюрьмах и штрафных батальонах того времени существовало поверье: если сделаешь на груди наколку в виде профиля Ленина или Сталина, тебя не расстреляют. На самом деле это убеждение ложно, так как стреляли всегда в голову. Но, тем не менее, люди следовали этому поверью, как и лирический герой произведения Высоцкого.

А потом на карьере ли, в топи ли,
Наглотавшись слезы и сырца,
Ближе к сердцу кололи мы профили,
Чтоб он слышал, как рвутся сердца.

Вы сами знаете, что выбраться из ГуЛага, а тем более сохранить здоровье, было практически невозможно. Однако герой этой песни смог!
И даже не потерял своё сознание, ведь очищение души приходит к нему вместе с очищением тела.
Не зря говорят: в баньке помылся — заново родился!

Застучали мне мысли под темечком
Получилось, я зря им клеймён!
И хлещу я берёзовым веничком
По наследию мрачных времён!

Памятник В.С. Высоцкому "Я расскажу тебе про Магадан..."
Памятник В.С. Высоцкому "Я расскажу тебе про Магадан..."

Очень многие люди не верили, что Высоцкий никогда не сидел, не воровал, не служил, не воевал, не был шофёром дальнего следования или капитаном дальнего плавания. Сам поэт высказывался так: "Вы знаете, для этого надо было бы прожить не одну жизнь, а много жизней...".

Не знаю, связано ли это с темой линейной карнации, но возможно, что да. Тем не менее, следующее стихотворение, в которое я хочу вас посвятить, написано от лица даже не случайного человека (Высоцкий утверждал, что от первого лица всегда проще переживать события), а близкого друга певца. Игорь Кохановский, одноклассник Владимира Высоцкого, вернулся на свою малую родину — в город Магадан (где работал журналистом) — а поэт написал об этом песню
"Нагайская бухта".

Ты думаешь, что мне не по годам,
Я очень редко раскрываю душу?
Я расскажу тебе про Магадан

Слушай!

Однажды я уехал в Магадан.
Не от себя бежал, не от чахотки.
Я с горя там напился вдрабадан
Водки!

Как вы поняли, очень тревожная и надрывная песня повествует о человеке, по-видимому, сбежавшем от серьёзных проблем на самый край света.

За мной летели слухи по следам,
Опережая самолёт и вьюгу.
Я всё-таки уехал в Магадан
К другу!

Я повода врагам своим не дал,
Не взрезал вены, не порвал аорту

Я взял да как уехал в Магадан
К чёрту!

Очень короткие, буквально отрывистые куплеты сообщают нам настолько мало информации, что остальное попросту приходится додумывать.
Можно построить целый сюжет из этой песни, представить, как человек заблудился в своём прошлом и решил полностью поменять собственную жизнь, отказавшись от всего и перейдя на совсем другую точку земли.

Я правда здесь оставил много дам.
Писали мне: все ваши дамы биты!
Ну что ж? А я у ехал в Магадан

Квиты!

Теперь подходит дело к холодам.
И если так случится, пусть досадно,
Я снова враз уеду в Магадан

Ладно!

Также очень интересно построение припева, который звучит неким призывом попробовать жизнь наощупь и испытать всё то же, что лирический герой песни.
В центре рифмовки находится слово "бухты", однако в первом случае — склонение существительного, а во втором — часть фразеологического оборота.

Кто не видел Нагайской бухты,
Дурак тот!
Улетел я туда не с бухты-
Барахты!

-3

Продолжая рассказ о магаданской теме, хочется обратиться к стихотворению "Дальний Восток" — одному из немногих проявлений любовной лирики в творчестве поэта. Согласитесь, не так часто Высоцкий сочинял песни, посвящённые женщинам. Однако это явно тот самый случай.

Долго же шёл ты, в конверте листок.
Вышли последние сроки.
Но потому он и Дальний Восток,
Что далеко на востоке.

Ждёшь с нетерпеньем ответ ты

Весточку в несколько слов.
Мы здесь встречаем рассветы
Раньше на восемь часов.

Разница в часовых поясах уже говорит обо всём, чем пропитано это стихотворение. Дальняя командировка, рейс или даже навигация — такие образы в текстах Высоцкого встречаются часто. Но трудно найти среди этих отважных песен что-то тонкое и душевно-лирическое. Однако такое стихотворение всё-таки существует, поэтому давайте продолжим.

Здесь до утра пароходы ревут
Средь океанской шумихи.
Не потому его Тихим зовут,
Что он действительно тихий.

Все вы знаете историю о том, как в начале XVI века путешественник Магеллан впервые вышел в самый величественный в мире водоём, не встретил ни одного шторма и с горячей руки назвал океан Тихим. Впоследствии выяснилось, что природа Восточного моря (как его раньше называли) совсем не такая.
Очень интересно встретить отсылку к историческому, а тем более географическому явлению в тексте Высоцкого.

Ты не пугайся рассказов о том,
Будто здесь самый край света.
Сзади ещё Сахалин, а потом
Круглая наша планета.

Не знаю, как вас, а меня буквально пробирают до мурашек последние строки следующей строфы.

Что говорить, здесь, конечно, не рай,
Но невмоготу переписка.
Знаешь что, милая, ты приезжай.
Дальний Восток
это близко.

-4

А на этом мы с вами закончим повествование о стихах Владимира Высоцкого и комментарии к ним. Однако, если вы ещё не определились, нравится вам творчество поэта или нет, после ниже приведённого текста песни "Кони привередливые" никаких сомнений у вас остаться не должно.

Вдоль обрыва, по-над пропастью,
По самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю,
Погоняю.

Что-то воздуху мне мало.
Ветер пью, туман глотаю,
Чую с гибельным восторгом:
Пропадаю, пропадаю!

Сгину я. Меня пушинкой
Ураган сметёт с ладони.
И в санях меня галопом
Повлекут по снегу утром.

Вы на шаг неторопливый
Перейдите, мои кони,
Хоть немного, но продлите
Путь к последнему приюту!

Мы успели. В гости к Богу
Не бывает опозданий.
Что ж там ангелы поют
Такими злыми голосами?

Или это колокольчик
Весь зашёлся от рыданий,
Или я кричу коням,
Чтоб не несли так быстро сани?

Чуть помедленнее, кони,
Чуть помедленнее!
Умоляю вас вскачь не лететь!

Но что-то кони мне попались
Привередливые!
Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!

Я коней напою,
Я куплет допою

Хоть мгновенье ещё постою на краю!