Масштабная и эпичная ролевая игра, которая идеально воссоздает атмосферу сложного приключения в умирающем мире
По мотивам Dark Souls и Bloodborne регулярно выпускают официальные настольные игры, но ни одной из них не получилось по-настоящему передать дух хитов From Software. Однако практически точное попадание удалось компании Awaken Realms, которая выпустила «Оскверненный Грааль. Падение Авалона». Рассказываем про эту эпичную, мрачную и сложную ролевую игру, которую в России издала Crowd Games.
«Оскверненный Грааль» – кооперативное приключение на 1-4 человек в мире артурианских легенд и кельтских мифов, хотя от классических легенд игра отходит довольно далеко. События разворачиваются на мистической земле, а в начале кампании сложно сказать, что вообще происходит вокруг. Странствие начинается в деревне Куанахт: она окружена таинственным туманом-искажением, а на главной площади затухает менгир – огромная жуткая статуя, которая оберегает местных жителей.
Главные герои – подмастерье кузнеца, фермер, отшельница-целитель и изгнанник из друидского ордена. Ни у кого из них нет планов стать великим воином, правителем или спасти мир, но персонажи по воле сценаристов вынуждены оставить комфортную жизнь и отправиться в странствие за пределы Куанахта. Сначала они просто пытаются разжечь менгиры, чтобы спасти население деревни, но быстро оказываются втянуты в более глобальные события.
С точки зрения подачи лора «Оскверненный Грааль» устроен прямо как Dark Souls. Поначалу ничего не понятно: что делать, куда идти, откуда взялись монстры и какая болезнь губит жителей страны. Однако чем больше игроки исследуют мир, тем больше ответов получают. Вопросы, впрочем, тоже продолжают копиться: в новых регионах героев ждут дополнительные секреты, странные личности, духи, противники и так далее.
Исследование мира и принятие решений – главное, чем приходится заниматься в игре. Для этого в коробке есть специальная книга приключений: с описанием всех локаций, доступных действий в них и различных вариантов развития событий. В населенном пункте можно узнать последние новости, в лесу – изучить странные следы и попытаться найти по ним загадочное существо. В разрушенном замке можно поспать и в зависимости от состояния героя увидеть либо сон, где призрак подскажет дорогу дальше, либо кошмар, из-за которого персонаж ослабеет.
Художественного текста тут очень много, но написан он (и переведен) превосходно. Каждая новая локация сопровождается атмосферным описанием: будь то побережье, усеянное огромными мечами великанов, или овраг с выжженной травой и странными магическими линиями на земле. За каждым принятым решением тоже следует несколько параграфов текста, раскрывающих изменившиеся локации или внутренние переживания героев. Играть можно как с книгой, так и с официальным цифровым приложением – с классной озвучкой на английском языке и чарующей музыкой.
Читать в «Оскверненном Граале» приходится много – из-за этого у игры хватает не только фанатов, но и ненавистников. Некоторые считают, что RPG от Awaken Realms лучше бы смотрелась в форме книги жанра «выбери свое приключение», где надо делать выбор и просто переходить на соответствующую страницу, чтобы узнать последствия своего решения. Однако это утверждение спорное, потому что геймплейных механик в игре все же хватает.
В самом начале каждый игрок получает планшет персонажа со стартовыми характеристиками, фигурку и две базовые колоды карт – боя и дипломатии. Часть конфликтов в игре решается сражениями, а в некоторых случаях битвы можно избежать, если правильно провести переговоры. Обе игровые механики похожи: в одном случае герои наносят урон, а в другом – занимаются своеобразным перетягиванием каната, пытаясь убедить оппонента в своей правоте. По мере прохождения игроки прокачивают персонажей и получают новые карты, которые усилят колоды.
Бои и дипломатические разборки проходят в увлекательной мини-игре — участники конфликта должны выкладывать последовательность из карт, соединяя их между собой символами. Нюансов в этой головоломке масса: надо учитывать характеристики персонажей, доступные ресурсы, накопленную магию, дополнительные эффекты карт, а также следующие раунды битвы и ответную реакцию. Скажем, если в первом раунде боя нанести слишком много урона, противник может просто испугаться и убежать – вместе с ценной добычей. Иногда лучше получить несколько ран и отступить самому, пока не стало хуже: выиграть все битвы не получится.
Однако сражения занимают лишь часть игрового процесса. В «Граале» надо еще и просто выживать: искать еду, деньги, копить славу, крафтить предметы и отдыхать. А еще собирать ресурсы для того, чтобы разжечь очередной менгир – иначе он не отгонит туман от соседних локаций, и попасть в них не получится. Мир «Грааля» состоит из больших красивых карт-таро, которые складываются в одну огромную карту.
Накопленный в ходе приключений опыт можно тратить на улучшение характеристик персонажа, усиленные карты боя и дипломатии, а также новые умения. Без прокачки никуда: как минимум первую половину игры гораздо чаще приходится убегать, голодать и сомневаться в каждом принятом решении. Высокой сложностью отличаются не только битвы, но и процесс выживания героев в целом. На самом высоком уровне сложности можно даже окончательно умереть и отправиться перепроходить все заново, хотя начинать играть в «Грааль» так я бы не советовал.
Сюжет «Падения Авалона» состоит из 15 больших глав продолжительностью 2-4 часа. В каждой из них герои пытаются разжечь новые менгиры, исследуют новые локации, стараются выполнить актуальную миссию, а по пути сражаются с чудовищами, охотятся на живность ради провианта, спорят со стражниками, которые не хотят пускать их в город и так далее. Выносливость персонажа позволяет выполнить несколько действий в игровой день, после чего надо отдохнуть и набраться сил, а потом двигаться дальше. Стоит следить за показаниями здоровья и рассудка: в игре реализована интересная механика, ограничивающая выносливость персонажа при ранениях и душевных травмах.
Как и у других нарративных настолок, в «Граале» при желании можно найти много раздражающих мелочей. Но все минусы меркнут на фоне атмосферы, масштабности и непредсказуемости игры. Повествование устроено нелинейно, поэтому никогда не знаешь, как правильно поступить и куда сначала пойти. А дополнительные квесты так и норовят увести от основного сюжета, и поддаться этому искушению из-за их качества очень легко.
Никакого журнала для отслеживания успехов и задач в игре нет: надо самому записывать новую информацию, разбираться в отношениях между NPC и внимательно изучать художественные описания. Тут опять напрашивается параллель с Dark Souls, где даже после прохождения игры не очень просто объяснить, что вообще случилось в этом мире. «Грааль» устроен не так запутанно: в конце игроки все же получат ответы на главные вопросы, да и общее направление, как правило, понятно. Но и за руку тут не ведут, поэтому даже после партии выбросить игру из головы получается не сразу. Пытаешься связать новые кусочки информации и поскорее начать новую главу, чтобы узнать, что будет дальше.
Еще одна сильная сторона – высокая тематичность игры. Практически каждый геймплейный элемент грамотно вписан в повествование, будь то исследование локации, битва или использование предмета. Карты сражений, например, полностью соответствуют своим названиям, артам и характеристикам. «Решающий удар» наносит много урона, но к нему совершенно неудобно добавлять новые приемы. «Рискованная атака» гарантированно ранит врага, но поставит под удар и героя – придется подкинуть жетон и узнать, попадет ли по вам противник.
То же касается и локаций – почти всегда понятно, что примерно ждет героев. В роще можно найти еду и поохотиться на живность, на воинской ярмарке – пройти испытание и заработать славу, а в монастыре получится пройти ритуал исцеления. Все это не отменяет массы сюрпризов, которые таят в себе новые места. Но в «Граале» сложно попасть в ситуацию, когда какое-то действие вызывает недоумение, противоречит логике мира или вырывает из погружения. Даже если какая-то механика сделана не слишком интересно, умение авторов постоянно удерживать внимание игроков на сюжете вызывают восхищение.
«Грааль» удивляет еще и тем, как лаконично устроен игровой процесс. Разложить новую главу с нуля тут можно минут за 10: несмотря на обилие компонентов, все они структурированы, а основную часть берет на себя книга приключений. Этим «Падение Авалона» выгодно отличается от других масштабных игр, которые часто требуют слишком многого.
Оформлена игра тоже шикарно, причем почти каждый ее компонент. На карточках боя – красивые сцены сражений и воинов, покрытых шрамами. На картах локаций – изометрические поселения, дороги и озера, словно из старых ролевых игр вроде Fallout. Даже книга приключений содержит концепт-арты и рисунки, на которые легко отвлечься. Разочаровывают разве что огромные пластиковые фигурки менгиров: безусловно красивые, но занимающие слишком много места на локациях и закрывающие весь текст.
Из откровенных минусов стоит выделить обилие гринда: если честно следовать всем правилам, то можно застрять в рутине и долго не продвигаться по сюжету. Менгиры, например, тухнут всего за 6-8 «дней»: из-за этого приходится судорожно носиться по локациям, все время собирать ресурсы и скрипеть зубами, выбирая между интересным исследованием и надоевшей охотой. Разумеется, игроки легко могут сами подкорректировать правила и гибко настроить сложность, но сделать это должны были сами разработчики – многих «Грааль» отталкивает именно сложными механиками выживания.
Бои и дипломатия хорошо работают лишь в режиме на 1-2 игроков. Если в партии участвует четыре человека, то пока один дерется, другим остается разве что скучать. В некоторых случаях можно совершать действия параллельно, но все же с полной командой партия рискует затянуться. Впрочем, при таком количестве игроков это проблема практически всех настолок.
Цену на «Падение Авалона» тоже не назвать приятной – около 7500-9000 рублей в зависимости от действующих скидок. За свою стоимость настолка предлагает по-настоящему много контента, но конкурировать с какой-нибудь масштабной видеоигрой все равно не может. Это отличный подарок для ценителей, но советовать знакомиться с хобби через «Грааль», пожалуй, не стоит.
«Оскверненный Грааль» – лучшее настольное приключение для фанатов Souls-игр. Отличный нарративный дизайн, высокая сложность, качество компонентов: у игры полно преимуществ, да и конкурентов, на самом деле, нет – она одна в своем роде. Так что если вы давно разделались с Elden Ring или просто хотите классную сюжетную настолку, то «Падение Авалона» наверняка займет почетное место в домашней коллекции.