Когда поступление воды в прочный корпус подводной лодки вызывается несовершенством конструкции, это еще можно объяснить неверными техническими решениями или отсутствием опыта конструкторов и строителей. Но случаи, когда такие обстоятельства являются следствием неверных действий экипажа (обслуживающего персонала), тоже довольно не редки. К сожалению, и тот и другой варианты - ставит под угрозу жизни людей.
В данном обзоре вспомним только несколько случаев, которые только по счастливой случайности не привели к катастрофе, и здесь речь будет идти о советском флоте.
Так, в августе 1919 года едва не затонула подводная лодка Балтийского флота «Тигр» под командованием Ч.Е.Мацеевского. Казалось бы ничего не предвещало опасности, но во время погружения подводная лодка «Тигр» (тип «Барс») ушла под воду с открытым клапаном системы лодочной вентиляции. Этот клапан должен был закрыть минный машинист, но он забыл или не успел. В итоге «Тигр» принял внутрь изрядное количество забортной воды, но остался на плаву.
Второй случай менее эффектный и его результат - последствия халатности (или преднамеренности обслуживающего персонала). Речь идет об известном историческом "подводном корабле" - подводной лодке "Кета". Первоначально подводная лодка «Кета» (тип «Касатка»), которую Балтийский завод построил в конце 1904 года, носила имя «Фельдмаршал граф Шереметьев», согласитесь такое имя сложно не запомнить. С этим именем субмарина участвовала в русско-японской войне на Дальнем Востоке. Туда лодку перевезли по железной дороге, но уже в 1915 году той же дорогой вернули на Балтику, где она стала участницей ещё одной войны, на это раз Мировой.
В августе 1917 году субмарине присвоили имя «Кета», но с ним она среди боеготовых подводных лодок флота была недолго. В мае следующего 1918 года «Кету» сдали в Петроградский порт на хранение Вместе с ней в таком же положении оказались еще две однотипные лодки «Окунь» и «Касатка». Но им повезло больше, они были отремонтированы и ещё успели послужить Советской России на Каспийском море.
А вот «Кета» же в строй больше не вводилась, послужив источником запчастей для других подводных лодок (сейчас бы это назвали "корабельный каннибализм"). Однако официально из списков кораблей Балтийского флота подводная лодка «Кета» долгое время не исключалась, числившись в резерве, поэтому мы сейчас и рассматриваем ее судьбу в этом разделе. 23 сентября 1924 года (по другим данным затонула еще в 1922 году) подводная лодка затонула в Петрограде на Неве во время наводнения, видимо состояние корпуса было таковым, что бороться с водой было невозможно, да и не кому. Осенью того же года ее подняли, правда только для того, чтобы уже окончательно отправить на слом.
Случай с другой советской лодкой, также доставшейся по "наследству" от российского Императорского флота, обусловлен опять же человеческой халатностью. 24 ноября 1926 года в гавани Кронштадта на подводной лодке «Батрак» (№ 2, ранее «Волк», тип «Барс») командира Б. А. Секунова, произошло затопление трюма. Как потом оказалось, во время проводившихся на лодке ремонтных работ оказалась разобранной клапанная коробка, сообщавшаяся с забортным пространством ниже ватерлинии. Поступление воды прекратилось только после установки обратно всех снятых деталей. Комментарии здесь, как говорится - излишни.
А последний случай вновь связан с "первенцем" советского подводного кораблестроения, с подводной лодкой "Декабрист". После того, как большинство проблем в конструкции этой субмарины были решены, она все же вышла на испытания. Летом и осенью 1930 года головная подводная лодка типа «Д» (I серии), «Декабрист» (с сентября 1934 года «Д-1»), построенная на Балтийском судостроительном заводе № 189, прошла все положенные испытания. Оставалось определить наибольшую подводную скорость на мерной миле. Испытания начались благополучно.
Однако, как пишет С.А.Лисин: "Неожиданно из третьего отсека послышались крики людей и шум вливающейся через входной люк воды. Ход был остановлен и применено аварийное продувание цистерн главного балласта. Лодка всплыла на поверхность. Следует отметить, что еще до всплытия лодки, один из членов сдаточной команды бросился в поток воды и, поднявшись по трапу, прикрыл крышку входного люка, которая почему-то открылась при ходе лодки. После всплытия лодки на поверхность оказалось, что при подготовке верхней палубы к погружению были допущены две ошибки".
Что же это были за ошибки, или скорее их можно назвать - неправильные действия и конструктивный недостаток (очередной?).
1. При закрывании входного люка переносной рукояткой, её, после задраивания люка, не сняли с крышки, и рукоятка торчала над люком, повёрнутая на борт. Кто-то не снял рукоятку с крышки!!! Но это не самое страшное.
2. Выявлена недостаточное крепление сходни на верхней палубе (казалось бы какая мелочь). Носовой барашек, крепящий сходню к палубе, очевидно, имел слабину и неплотно прижимал сходню к палубе (кто-то не докрутил барашек). Во время большого подводного хода от вибрации палубы барашек вывалился из своего гнезда. Носовой конец сходни приподнялся (благодаря своей плавучести), потоком воды сходню развернуло на борт и дальше, против хода лодки, причём она ударила по рукоятке на крышке люка и, таким образом, отдраила его. Противовес крышки несколько приподнял её от комингса, и мощный поток воды ворвался в люк.
По сути если не квест, то какое то поразительное "дьявольское" стечение обстоятельств, "ручка-барашек-напор воды- поворот сходни-удар по ручке-открытие люка"!
К счастью в результате грамотных и быстрых действий экипажа на этот раз удалось предотвратить катастрофу. И даже обошлось без выхода лодки из строя, ведь на лодках этого типа аккумуляторные батареи, всего их три, располагались в герметичных ямах. А в третьем отсеке, куда хлынула вода, находилась одна из них. Люки аккумуляторной ямы были, к счастью, закрыты. В противном случае было бы неизбежным попадание морской воды на аккумуляторы со всеми сопутствующими этому неприятностями. Хотя бы здесь повезло, (.
Непростым было становление советского подплава.
Источники: Подводные лодки в русском и советском флоте/Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г.- 384 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941гг./Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин.- СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; материалы сети Интернет.
Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - т.к. он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента.