Я сама первый раз узнала об этом человеке, когда стала интересоваться историей своих украинских родственников. Это его преосвященство бискуп (епископ) Луцкий и Житомирский Каспер Казимир Дементьев Цецишовский. Он один из тех, кто владел крестьянами и землями сёл Пришивальня, Ярошовка, Бердники, Кощеевка, Котлубицы, Стригалевка, Дорогинка, Великая и Малая Снатинки, Чорногородка, Червоная, Фастовец и местечком Фастов. И это только в Васильковском уезде Киевской губернии. Сколькими сёлами с крестьянами он владел в других уездах, я не знаю, да и не ставила задачу узнать. Эти земли оставили за ним, как за католическим епископом, при этом другие епископы таких землевладений лишились, и были переведены Екатериной II на денежную оплату. После смерти отца в 1784 года Казимир получил ещё и большое наследство. Так что человеком он был богатым.
Небольшое отступление. Ярошовка и Томашовка две соседние деревни. Их разделяет мост через реку Ирпень. Но эти поселения относились до революции к разным уездам. Мой дед Иван Васильевич Василенко родился в 1904 году в селе Ярошовка Васильковского уезда, а в 1930 году женился на моей бабушке Афанасии Андреевне Бороденко, и переехал в дом её родителей, пошёл "примаком", то есть в дом жены, в хозяйство её отца. Это означало, что в семье моего деда не хватало мужских рук. Моей бабушке было уже 24, Ивану-26. По сельским меркам немало. Афанасия последней из дочерей оставалась не пристроенной.
Дедушкина Ярошовка была небольшим селом, точная дата основания которого неизвестна. Когда эта территория вошла в состав России, сразу провели перепись, ревизию. Так вот, согласно ревизской сказки 1795 года, в деревне было всего 15 дворов, 151 житель. Относились они к приходу Георгиевской церкви села Пришивальня.
В конце 18 века, я уже писала об этом, на этой территории не было религиозного единства. Две церковные общины, греко-униатская и римско-католическая, подчинялись Ватикану. Православная церковь существовала в достаточно непростых условиях. Естественно, российскими властями униатские церкви постепенно переводились в статус православных, и уже к концу 30- годов 19 века они перестали существовать. А вот с существованием большого количества католиков, приходилось мириться. Екатерина Великая стремилась сделать своими союзниками их руководителей, где-то пойти и на компромисс. Католиками были почти все землевладельцы, в том числе и те, кто давно заявил не только о лояльности русской монархии, но нёс русскую службу- Потоцкие, Браницкие, Чарторыйские и многие другие.
Казимир Цецишовский происходил из семьи знатных польских дворян. Отец хотел, чтобы он сделал церковную карьеру, поэтому в 15 лет мальчик уже одел рясу, а в 23 года получил первое назначение каноником 1-го Варшавского собора с богатым содержанием в Злючине. Дальше его карьера пошла в гору. Естественно, он был сторонником последнего польского короля и делал все, чтобы сохранить единство страны. Принимал активное участи в последнем польском сейм. Был награждён Станиславом Августом "Орденом Святого Станислава" и "Орденом Белого Орла". В польской литературе о нем рассказывают, как о человеке глубоко религиозном, скромном, преданным делу человеке. Сохранились легенды о чудесах, которые творила его молитва. Так однажды его молебен привёл к дождю после трёхмесячной засухи. В другой раз, когда в его епархии случился голод, он вложил все свои средства на помощь людям. Любимым городом бискупа стал город Луцк, жил он здесь постоянно. Он был не только резиденцией Луцкого епископа, оставался жить здесь даже тогда, когда уже стал митрополитом. В Петербург он так и не переехал.
Второй раздел Польши 1793 года встретил на посту киевского епископа с большим огорчением. Он покидает Луцк и бежит в австрийскую Галицию, где живёт в монастыре доминиканцев. Но, в конце концов, возвращается, и остаётся на службе ради своих паствы, как пишут поляки. Необходимо учесть, что Екатерина II поступала решительно, с теми кто пытался сопротивляться её новой религиозной политике, кто-то был умерщвлен, а кто-то отправился в Сибирь. Положение католической церкви меняется, она полностью выводится из подчинения Папы Римского. Попытки при Павле I изменить положение натыкаются на отказ. Сохранился его автограф на письме Папы с требованиями: "Как получил, так и сохраню". Цецишовский вроде бы тоже ждал репрессий, но вместо этого в 1797 году уже получил первый "Орден Александра Невского"от Павла I, Николаем I он будет награждён ещё и "Орденом Андрея Первозванного". Александр I тоже не обойдёт вниманием Казимира Каспера Цецишовского. В 1816 году последний, совершал путешествие по своей империи, заехал в Луцк для личного знакомства. Говорят, что с тех пор он ,вплоть до 1822 года, старался с ним встречаться ежегодно.
В 1827 году Указом Сената, как старший из епископов, был назначен архиепископом могилёвским, митрополитом римско-католической церкви в России и президентом римско-католической коллегии в С.-Петербурге. На самом деле, лично для него, это было чисто почётное назначение. Он был сильно болен и совсем ослеп, а в 1831 году он умер. Граф Д. А. Толстого в книге «Римский католицизм в России» писал о Цецишовском, что он был самым замечательным из католических епископов в царствование Александра I; " отличался строгою жизнью и ревностью к своей пастве, но был весьма склонен к иезуитству, оттого и уважался иезуитским орденом".
Возможно это был интересный человек, но для моих предков это не играло никакого значения. И они ничего о нем не знали и, подозреваю, никогда не видели. Они были православными крепостными крестьянами, которые жили на земле католической церкви. И это определяло их нелёгкую жизнь. И им было глубоко наплевать, как цари относились к их помещику.