Иран, к которому мы все ближе по экономическому положению и политическому устройству, умудряется в очень непростых для культуры условиях поддерживать высокий уровень национального кинематографа. И тема для сегодняшнего разговора - “Баллада о белой корове”.
Корни смысла названия уходят в исламскую религиозную литературу. Мы же можем оценить жизненную ситуацию. Бабак осужден за убийство, которого не совершал. Приговор - смертную казнь - вскоре приводят в исполнение. А после этого выясняется, что следствие ошиблось.
Вдова казненного Мина пытается добиться от государства признания своей ошибки. Много ли шансов у одинокой женщины с глухой дочерью против системы? Чтобы представить, нам даже не надо приезжать в Тегеран. Вполне достаточно собственного опыта. Внезапно поддержку Мине начинает оказывать друг Бабака, о котором, правда, она раньше никогда не слышала, но он так представился. Мужчина отдает денежный долг, о котором покойный супруг тоже никогда не говорил, и по дешевке сдает квартиру. Начинаешь подозревать, что тут какая-то тайна. Может, мужик просто хочет подкатить ко вдовушке? А вдруг это судья, вынесший смертный приговор? И его просто начала мучать совесть. Как только тебе приходит в голову эта версия, ты сразу понимаешь ее правильность.
В России (наверно, в других странах что-то похожее), когда бы ни проводили опрос, большинство высказывается за смертную казнь (напомню, сейчас у нас нет такой меры наказания). Безусловно, есть люди, которые повинны в чудовищных преступлениях. Им не может быть оправданий: это организаторы массовых репрессий или маньяки. Вот, например, никто ж не сожалеет о расстреле Чикатило. С другой стороны, пожизненное заключение тоже было бы достойной карой. И в случае судебной ошибки ее можно было бы хоть как-то исправить. А вместо Чикатило сначала расстреляли невиновного. Кто-то сомневается, что наши следователи умеют выбивать нужные им показания?
Иран страна, где ценность человеческой жизни невысока в глазах властей. При этом мужественные представители гражданского общества, в том числе и среди творческой интеллигенции, продолжают бросать вызов системе всеми законными способами. Иранское искусство не забывает о маленьком человеке, который мал лишь в силу ограниченности собственных прав, но никак не по своим интеллектуальным и моральным качествам.
Читайте также: Пора по ребабам! Необычные инструменты