Найти в Дзене

ЛЮБИМАЯ ДОЧЬ ЭПОХИ: СЕСТРА ЗЕМЛИ

Рис. Л. Рубинштейн. Форзац книги Георгия Мартынова "Звездоплаватели". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Форзац книги Георгия Мартынова "Звездоплаватели". Изображение взято из открытых источников

1959 год стал воистину "звездным часом" для советской фантастики о полете на Венеру. В этом году вышло сразу три произведения на эту тему: "Страна Багровых туч" Братьев Стругацких, "На оранжевой планете" Леонида Оношко и "Сестра Земли" Георгия Мартынова. Повесть последнего стала второй частью цикла "Фаэтон". Впервые она была опубликована в альманахе "Мир приключений".

Рис. Л. Рубинштейн. Обложка альманаха "Мир приключений". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Обложка альманаха "Мир приключений". Изображение взято из открытых источников

Героями повести стали, уже знакомые читателям по повести "220 дней на звездолете", опубликованной в 1955 году, Борис Мельников, Сергей Камов, Арсен Пайчадзе и Константин Белопольский. Им снова предстоит полет в космос, на этот раз - на Венеру. Теперь у них новый корабль "СССР-КС3", он гораздо больше, вместительнее и мощнее, потому и экипаж на нем увеличился до десяти человек.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Первой остановкой в пусти стала Арсена - астероид, названный в честь Пайчадзе. Сила тяжести на астероиде минимальная и не так-то легко было научиться передвигаться по его поверхности. Попутно было сделано открытие, что это не просто дрейфующая в пространстве часть строительного материала, а обломок планеты, которая когда-то имела кислородную атмосферу.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Высадка на Арсене завершилась трагедией, погиб один из членов экипажа Леонид Орлов - его убил метеорит. Тем не менее, гибель товарища не могла помешать продолжению экспедиции.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

"СССР-К3" продолжает полет к Сестре Земли. Советские межпланетники люди особого сорта и даже гибель товарища не может ввергнуть их в уныние. Ведь впереди еще множество испытаний и опасных приключений.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Звездолет, погрузившись в атмосферу Венеры, превратился в гигантский самолет. Пришлось выдвинуть крылья и специальные двигатели. "СССР-КС3" долго летел над бушующим океаном, в поисках суши, где можно было бы совершить посадку. С огромным трудом им удалось обнаружить узкий залив, глубоко врезающийся вы высокий обрывистый берег. Посадка была благополучно завершена.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Правда, сразу обнаружилось, что экипаж не может связаться с Землей. Ионизированный воздух отразил сигнал и вернул его в приемники звездолета. Экипаж остался без связи с Родиной. Впрочем, это не означало, что нужно сидеть сложа руки. Их ждал громадный мир, требующий изучения. И сразу же была сделана удивительная находка. Из воды была поднята... деревянная линейка с делениями, нанесенными явно не человеком.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Вторым открытием оказалось, что звездолет опустился не возле материка, а у кораллового острова. На "СССР-КС3" были средства, как для воздушной, так и для подводной разведки. Экипаж самолета не справился с буйством местной стихии и вынужден был сесть на воду, а спас его экипаж лодки подводной.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Совершив ряд исследований, звездолет снова поднялся в воздух и перелетел на материк. Его экипажу не давала покоя тайна деревянной линейки. Ведь кто-то же сделал этот нехитрый математический инструмент?

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Материк решили исследовать сухопутным путем, использовав специальный вездеход, но и в этот раз не обошлось без приключений. Удар молнии сжег антенную вездехода и теперь его экипаж остался без связи с кораблем. Пострадал и один из участников сухопутной вылазки - сильные ожоги получил профессор Баландин.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Новые испытания окупались сделанным открытием. В лесу были обнаружены штабеля гигантских бревен - сложить их могли только разумные существа. Вскоре обнаружились и те, кто это сделал - громадные двуногие черепахи.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Существа эти оказались настолько сильными, что сумели поднять тяжелый вездеход, вместе с экипажем.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Причем утащили они его в озеро на глазах экипажа второго вездехода, который был отправлен на помощь пострадавшим.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Белопольский и Баландин, что оставались в утащенном вездеходе, уже распрощались с жизнью, но "черепахи" доставили их в подземный город, который был построен подо дном озера. Через некоторое время они притащили туда третьего человека. Это был Романов, участник спасательной экспедиции, которого смыло ливнем в озеро.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Загадки Сестры Земли все множились, а ответа на них не было. Ведь эти гиганты, что обладали столь громадной силой, мало походили на разумных тварей. Кто же на самом деле был создателем этого удивительного подземно-подводного города?

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Оставшимся на борту "СССР-КС3" членам экипажа стало ясно, что нужно выручать товарищей. В ход был пущен третий, самый мощный вездеход. Его экипажу удалось, наконец, проникнуть в тайну разумных обитателей планеты. Ими оказались существа намного меньшего роста, нежели гигантские "черепахи" - они-то и управляли этими великанами.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

С этой встречи начался Контакт землян с венерианами. Однако наладить его было очень нелегко. Слишком мало было между ними общего. Оказалось, что разумная раса Сестры Земли не знает вербального общения. А жестами, не имея общих понятий, много ли объяснишь?

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Ситуация осложнялась еще и тем, что трое землян по-прежнему были в плену у венериан, а одному из них, профессору Баландину, становилось все хуже. На обожженных ногах началась гангрена. Увы, его не удалось спасти даже после освобождения и возвращения на корабль.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Тем не менее нужно было продолжать Контакт. Пришлось прибегать к языку образов - рисункам - и к математической абстракции с помощью кубиков. Кое-что начало проясняться. Например, венериане достаточно ясно выразили свое желание посетить звездолет.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Они даже пришли к нему огромной толпой - особей в сто. Причину такого любопытства земляне поняли не сразу, пока не выяснили, что земной корабль интересует их не сам по себе, а потому, что напоминает... другой звездолет, лежащий на поверхности Венеры уже тысячи лет. Это и оказалось главной тайной Сестры Земли.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Когда-то очень давно на вторую планету Солнечной системы опустился корабль с пятой планеты, которую земляне назвали Фаэтоном - в память о легендарном древнегреческом герое.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Экипаж корабля, найденного на Венере, стал свидетелем гибели собственного мира и вынужден был высадиться на второй от Солнца планете. Здесь последние фаэтонцы и прожили остаток своих дней. Последний из них сжег себя в каменной чаше, точно также, как сжигал в ней своих умерших товарищей. Видимо, свидетелями этого события были коренные обитатели Сестры Земли, поэтому чаша и обрела для них особый символический смысл.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Разгадав многие тайны Венеры, уцелевшие члены экипажа "СССР-КС-3", отправляются на Родину. Среди многих других открытий, отважные межпланетники везут на родную планету известие сразу о двух разумных расах, хотя разгадка главной тайны Фаэтона все еще впереди.

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Я прочел эту повесть сначала в трилогии "Звездоплаватели", потом перечел в альманахе "Мир приключений". Любопытно, что для публикации в книге автор превратил последние главы "Сестры Земли" в третью часть "Наследство фаэтонцев", которая заметно короче двух первых. И все же тема гибели пятой планеты Солнечной системы, видимо, не давала ему покоя. Потому что он снова обратился к ней в романе "Гость из бездны".

Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников
Рис. Л. Рубинштейн. Иллюстрация к повести Георгия Мартынова "Сестра Земли". Изображение взято из открытых источников

Несмотря на суховатость стиля и склонность к популяризации научных и технических знаний, Георгий Мартынов умел писать увлекательные романы и повести. Однако чем больше я размышляю о его творчестве, тем сильнее склоняюсь к мысли, что Георгию Сергеевичу просто не хватило времени, чтобы найти идеальное сочетание приключенческой фабулы, глубокой философской мысли и собственной оригинальной концепции будущего, ибо он слишком поздно обратился к литературному творчеству. Тем не менее - это одна из ярчайших фигур отечественной фантастики, чей свет не меркнет в дали времен.