Найти тему

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.65): ИОАНН ДАЁТ БОГОСЛОВСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ НЕВЕРИЯ

“Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии, пророка: «Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?» Потому не могли они веровать, что, как ещё сказал Исаия: «Народ этот ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не разумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Это сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нём. Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него; но из-за фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлучёнными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию” (Ин. 12:37–43).

Стих 37. Этот стих подводит итог всему сказанному выше. Ответом евреев на служение Иисуса стало их потрясающее неверие. О том, что так будет, Иоанн предупреждал своих читателей ещё в прологе, когда писал о том, что истинный Свет «пришёл к Своим и Свои не приняли Его» (1:11). Начиная с первого чуда в Кане (2:11) и до последнего, седьмого чуда воскрешения Лазаря (11:44), Иисус показывал, что действительно является истинным Мессией, посланным Отцом. И всё же, большинство не поверило в Него. Тот народ, который в течение веков готовился встретить Мессию, отвергнул Его, когда Он пришёл. Глагол, переведённый как «не верили», указывает на продолжительное состояние неверия, так как эпистеуон стоит в не перфектной форме. Иными словами, они продолжали не верить несмотря на столько чудес. Неверие иудеев во времена Иисуса можно сравнить с неверием евреев в пустыне, которые были свидетелями удивительных дел, которые Бог совершал через Моисея (см. Втор. 29:2–4). Разве могло быть более великое чудо, чем воскрешение Лазаря из мёртвых? «И, хотя вера, не связанная с чудесами, более предпочтительна (20:29), вера, основанная на чудесах, всё же лучше, чем отсутствие веры вообще (2:11; 10:38; 14:11)» (Кёстенбергер).

Стих 38. Отвержение со стороны Израиля в прошлом, и отвержение со стороны евреев во времена Иисуса имеет прямое отношение к тому, с чем столкнулась ранняя церковь, и проблеме, которая нуждалась в освещении (12:38–43). Иоанн, как и Павел (см. Рим. 10:16), подтверждал, что неверие этих людей было исполнением Писаний. Хотя Иоанн часто ссылался на Ветхий завет, здесь он впервые использует его для объяснения неверия (см. 13:18; 15:25; 17:12; 19:24, 36). Выражение «да сбудется» (хина… плэротэ) можно трактовать и как указание на цель, и как указание на результат. Первая трактовка подразумевает, что неверие народа было для того, чтобы исполнилось пророчество Ветхого завета. Однако, на наш взгляд, здесь идёт речь о том, что неверие народа стало результатом исполнения ветхозаветного пророчества. Непринятие иудеями Иисуса и неверие в Него как Мессию было исполнением слова Исаии, пророка, который писал о страдающем Рабе, отвергнутом народом, но превознесённом Богом. Иоанн приводит цитату из Ис. 53:1: «Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?» Исаия изумлялся тому, что народ отвергнул Божье послание и явление Его силы. В словах Исаии в 53:1 Иоанн усматривает двойное исполнение пророчества об Иисусе, который был Божьим Рабом, Мессией. Народ не поверил ни словам Иисуса, ни «мышце Божьей», открывшейся в Его многочисленных чудесах. Это отвержение Иисуса со стороны евреев показало то, что они были такие же, как и их отцы: жестоковыйные и непокорные.

Стихи 39–41. Относительно тех людей, которые отказались верить в учение и дела Иисуса, далее сказано, что «не могли они веровать» (12:39). Исходя из этого некоторые пришли к выводу, что это Бог намеренно ослепил глаза и ожесточил сердца большей части евреев, чтобы не дать им поверить в Иисуса как своего Мессию. В таком случае вся ответственность за их неверие и грядущее осуждение лежит на Самом Боге, поскольку у этих людей не было выбора. Подобные мысли можно найти в учении кальвинистов; они доказывают, что Бог может делать всё, что Ему заблагорассудится, и что мы, Его творения, не имеем права сомневаться в Его решениях.

Прежде чем изложить разумный и вероятный ответ на очевидную проблему, связанную с этими стихами, и показать, что Бог не был виновен в неверии большей части иудеев во время служения Иисуса, следует обратить внимание на два момента.

Первый: подобное толкование не согласуется с контекстом. В 12:36 Иисус обратился к народу с призывов «веровать в свет», дабы они могли стать «сынами света». Подобный призыв был бы совершенно бессмысленным, если бы люди были неспособны стать «сынами света». В ст. 37 делается акцент на «стольких чудесах», совершённых Иисусом перед народом. В Ин. 20:30, 31 сказано, что эти чудеса были для того, чтобы люди уверовали в Иисуса как Христа, Сына Божьего. Если целью этих чудес было произвести в людях веру, тогда выходит, что люди обладали способностью поверить в то, на что указывали эти чудеса, а именно Иисуса. Также в ст. 42 сказано, что некоторые из религиозных начальников поверили в Иисуса, но не захотели исповедать Его открыто. Что отличало этих уверовавших, но не исповедавших Иисуса иудеев, от неверующих? Если Бог по Своему произволу ожесточил сердца одних в отличие от других, тогда они погибнут не по своей вине. С другой стороны, различие между этими двумя категориями людей могло быть (и, как мы увидим, и было) в тех решениях, который каждый человек принимал по своей собственной воле.

Второй момент: утверждение, что в неверии иудеев был повинен Бог, противоречит библейскому учению о том, что Бог — справедлив, нелицеприятен и последователен в Своих действиях (см. 3:14–17; Деян. 10:34; Рим. 2:6–11; 5:18; Тит. 2:11; 2 Пет. 3:9).

Если Бог не был виновен в том, что во время земного служения Иисус, многие евреи не поверили в Него, тогда, возможно, ответ находится в словах Иоанна в 12:40: «Народ этот ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не разумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Эта цитата взята из Ис. 6:9, 10. С её помощью ранние христиане объясняли неверие иудеев в Иисуса как своего Мессию. Сам Иисус произнёс эти слова, показывая, почему многие не понимали Его учение притчами (Мф. 13:13–15; Мк. 4:12; Лк. 8:10). Этот отрывок использовал и Павел, объясняя отвержение его учение со стороны иудейских начальников в Риме (Деян. 28:25–27).

Содержание и образы стиха, который привёл Иоанн, имеют долгую историю в библейском учении. В книге Исхода часто говорится о том, что Бог ожесточил сердце фараона (см. Исх. 4:21), что фараон ожесточил своё сердце (см. Исх. 8:15, 32), или, что сердце фараона ожесточилось (см. Исх. 8:19). Пророки говорили о людях, которые имеют «глаза, но не видят» и «уши, но не слышат» (Иер. 5:21; см. Ис. 42:20; Иез. 12:2). О том, что Бог ожесточает сердца людей можно прочесть и в других местах (см. Рим. 9:18; 2 Фес. 2:11).

Когда Исаия был призван на служение, он был предупреждён, что люди, к которым он будет говорить, не станут его слушать. Хотя это не было целью его служения, проповедь Исаии лишь усилила неверие людей. То, как сформулировано поручение, данное Исаие, выглядит так, словно Бог послал его для того, чтобы его не желали слушать. И на иврите, и по-гречески результат может выражаться теми же языковыми средствами, что и цель. Нечто похожее мы наблюдаем и в вводной фразе Иоанна «Да сбудется…» в 12:38, а также в словах «Потому не могли они веровать» в 12:39. Никто из слушателей Иисуса не был неспособным к вере. И в действительности некоторые из них уверовали (12:42).

Проповедь Исаии в итоге привела к неверию его слушателей. Поэтому в каком-то смысле она стала причиной их неверия. Можно было бы сказать, что Бог через проповедь Исаии ослепил глаза людей и ожесточил их сердца; ибо если бы Исаия не проповедовал тем людям, не возникло бы возможности для ожесточения их сердец. Бог послал такого вестника и дал ему такое послание, которых могли отвергнуть; тем не менее виновными в этом отвержении были сами евреи. Божья власть не подлежала сомнению и её следовало уважать, а люди сами принимали решения, как им поступать.

Как это было с Израилем во времена Исаии, так было и с иудеями во времена Иисуса. Иоанн продолжает объяснять. Негативная реакция, с которой столкнулся Исаия в своём служении, была знакома многим пророкам. И теперь то неприятие, которое испытали все пророки, достигло своей вершины в отрицании Того, о ком они пророчествовали: Иисуса. Так кто же «ослепил их глаза и… окаменил их сердца» (12:40)? Судя по ст. 41, это сделал Сам Иисус. Иоанн пишет, что Исаия сказал это об Иисусе, «когда видел славу Его» (12:41). Иоанн отождествляет славу Господа, которую видел Исаия (Ис. 6:1–13), и славу Христа. Это сразу же указывает на высшее величие Христа и включает в себя славу Иисуса и Отца до сотворения мира (17:5) и славу креста, на котором Бог прославился в Сыне (13:31, 32). Исаия, как и Авраам, радовался увидеть день Иисуса (см. 8:56–58). Наступит время, и Иоанну и другим ученикам будет позволено стать свидетелями Его славы (см. 1:14).

Стихи 42, 43. Пророки предупреждали, что многие евреи отвергнут Иисуса как своего Мессию; Иоанн решил объяснить, что некоторые иудеи всё же поверили в Него. Он уточняет, что «из начальников многие уверовали в Него» (см. 1:11, 12). Возможно, среди них был Никодим, вступившийся за Иисуса перед синедрионом (7:50–52), и Иосиф из Аримафеи, который (вместе с Никодимом) оказал Иисусу достойное погребение (19:38, 39). Были и другие, которые поверили в Иисуса, хотя фарисеи не знали об этом (7:48). Многие простые люди также уверовали в Иисуса, при этом проявив больше мужества, чем эти начальники. Однако такое впечатление, что начальники из 12:42 относились к тому типу людей, которые поверили в Иисуса благодаря Его чудесам, но чья вера оказалась неглубокой и поверхностной (2:23–25). Эти люди никогда не проявляли свою веру или преданность Иисусу как Мессии публично. Их вера ютилась лишь в их сознании. Говоря словами Б. Уесткотта, это были «убеждения, не нашедшие отражения в жизни». Эти начальники не исповедовали Иисуса из страха быть отлучёнными из синагоги фарисеями, которые пользовались сильным влиянием. Форма глагола хомологоун показывает, что они продолжали отказываться открыто исповедать Его.

К тому времени уже был изгнан из синагоги исцелённый Иисусом слепорождённый (9:22, 34). Тайные верующие из членов синедриона проявили меньше мужества, чем он, «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Слово докса, переведённое как «слава», иногда может также означать «почёт» (Современный Перевод) или «похвала» (Международное Библейское Общество). По это причине эти начальники предпочли быть среди тех, кто упрекали Иисуса в 5:44, кто с удовольствием «принимали славу друг от друга» вместо того, чтобы искать «славу от единого Бога». Иоанн хотел, чтобы его читатели понимали, что недостаточно просто верить в Иисуса, не проявляя свою веру публично. Он подчёркивает, что важно делать то, чего желает Иисус, и по той причине, какая угодна Ему.

Ездра