12 марта HBO выпустила последний эпизод сериала «Одни из нас» — экранизации одноименной видеоигры и, пожалуй, самого обсуждаемого стримингового проекта минувшей зимы. Под занавес первого сезона мы предлагаем поближе узнать авторов, стоящих за этой историей.
У крупнобюджетных сериалов за стилистическую концепцию и драматургическую канву, как правило, отвечает специальный человек — шоураннер. У «Одних из нас» таких шоураннеров двое — Крэйг Мэйзин, соавтор сценария второй и третьей частей «Мальчишника в Вегасе» и создатель сериала «Чернобыль»; а также Нил Дракманн — геймдизайнер, разработчик оригинальной видеоигры.
В качестве режиссеров они сняли только два первых эпизода — над остальными сериями работали другие постановщики.
3 серия. «Долгое-долгое время» — Питер Хоар
Питер Хоар в основном работал над телевизионными проектами, в большом кино он особо не заметен. Среди его работ — несколько серий «Доктора Кто», «Видоизмененного углерода» и «Академии Амбрелла». Полностью снял мини-сериал «Это грех» об эпидемии ВИЧ в Лондоне и местном «нетрадиционном» сообществе. Видимо, по этой причине его позвали снимать именно ту самую серию «Одних из нас», вызвавшую яростные дебаты среди зрителей.
4 серия. «Пожалуйста, держи меня за руку»;
5 серия. «Терпеть и выжить» — Джереми Уэбб
Как и Хоар, Уэбб всю жизнь проработал на ниве сериалов. В его послужном списке, помимо прочего — отдельные эпизоды «Доктора Кто», «Аббатства Даунтон», «Элементарно» и «Видоизмененного углерода».
6 серия. «Родня» — Ясмила Жбанич
Боснийка Ясмила Жбанич — режиссер совершенно иного профиля. Сериалы почти не снимала, специализируется на артхаусе. Широко известна в узких кругах кинокритиков — в 2006 году выиграла Берлинский кинофестиваль с лентой «Грбавица» о матери-одиночке в послевоенной Боснии. В 2020 году выиграла европейскую кинопремию — континентальный аналог Оскара — с военной драмой «Куда ты идешь, Аида?». Кстати, эта же лента была номинирована на уже американский Оскар в категории «Лучший международный фильм».
7 серия. «Оставшиеся позади» — Лиза Джонсон
Джонсон не отметилась какими-либо достижениями в «большом кино». Однако на телевизионных проектах успела съесть собаку: среди ее работ — отдельные серии «Американской истории ужасов» и «Кремниевой долины».
8 серия. «Когда мы в нужде»;
9 серия. «Ищи свет» — Али Аббаси
Заключительные эпизоды первого сезона шоураннеры доверили не сериальному постановщику, но автору артхаусного кино. Как и Жбанич, Аббаси известен в первую очередь эстетам, следящим за жизнью крупных мировых фестивалей. В 2018 году он выиграл главный приз в секции Особый взгляд Каннского фестиваля — жюри оценило его фэнтези «На границе миров» о женщине, оказавшейся сказочным троллем. В прошлом году триллер Аббаси «Убийца «Святой паук»» вошел в основной конкурс Каннского фестиваля и даже получил там приз за лучшую женскую роль.
***
Итого — из приглашенных режиссеров «Одних из нас» трое оказались специалистами в сфере сериалов, еще двое — мастерами фестивального, артхаусного кино. К слову, последних могло было быть больше — первую серию проекта должен был снимать наш соотечественник Кантемир Балагов, ученик легендарного Александра Сокурова и двухкратный участник Каннского кинофестиваля. Однако, в процессе работы Балагов вышел из проекта.
В целом, приглашение режиссеров авторского кино на крупные коммерческие фильмы и сериалы — уже устоявшаяся тенденция в западной киноиндустрии. Те же Marvel приглашали к себе режиссеров артхауса — правда, их авторский стиль оказывался полностью подчинен видению продюсеров.