Найти тему
Четыре Семерки

Ян Гиллан, вечный двигатель и садовые вилы

Оглавление

Первое прощание Яна Гиллана с Deep Purple превратилось в затяжной кошмар. Певец предупредил остальных участников группы о своем уходе за несколько месяцев специальным письмом. На самом деле, по словам самого Яна Гиллана это был "крик о помощи". Атмосфера в группе стала невыносима и в глубине души он надеялся, что....может быть...письмо станет неким толчком к тому, чтобы поговорить по душам и что-то поменять.

Самая мучительная реакция...это никакой реакции.

"Мы приехали в Японию в июне 1973 года, заключительный концерт дали 29-го числа в Осаке. Наше гастрольное расписание закончилось, и было понятно, что это моё последнее выступление с группой. Но все молчали. Мы вышли на сцену, отыграли программу и … всё! Я вышел из зала, где мы выступали, один, вернулся в отель. Я не услышал ни одного прощального слова ни от кого, кто был как-то связан с Purple. Ни от участников группы, ни от зрителей, ни от продюсеров. Как будто ничего не произошло. Это было дико. Я не ждал прощальных подарков или бурных эмоций, но то, что мой уход просто проигнорировали, повергло меня в шок."(с)

Ян Гиллан, 70-ые...
Ян Гиллан, 70-ые...

источник изображения

Это было тяжело. Вокалист сказал короткую прощальную речь, завершая тот концерт. "Спасибо, да благословит вас Господь. Это — мой последний концерт. Спасибо, большое спасибо!"(с)

"Последний"...Честно говоря, я иногда диву даюсь как музыканты Deep Purple иногда поступали друг с другом. Впрочем, не надо думать что Ян Гиллан был этаким хорошим парнем, которого обидели парни плохие. Нет, таким плюшевым персонажем он не был точно. Но я хорошо понимаю, почему в тот момент он решил....навсегда покончить с рок- музыкой.

Что из этого получилось? Череда довольно интересных событий!

Давайте вспомним о них.

Лучший в мире сельский отель

Что может быть прямой противоположностью бурной гастрольной деятельности с бесконечными перелетами и суетой? Как вариант - роль добропорядочного буржуа, бизнесмена средней руки где-нибудь в тихом и живописном месте. Яна Гиллана захватила идея сельского отеля, который он хотел создать на основе какого-нибудь полу заброшенного особняка на просторах старушки Англии...Вместе с подругой Зоу Ян принялся за поиски такого здания. В тот период он решил максимально порвать с прошлым, даже внешне. Гиллан подстригся и стал одеваться как деловой человек. Впрочем, это не сильно помогало. Его прошлая жизнь была слишком широко известна, так что местные жители в английской провинции принимали гостя настороженно. "Это бывший известный рокер! Сейчас тут начнется бедлам!"

В конце концов удалось найти здание бывшего сиротского приюта в местечке Норт Строук близ Оксфорда. Здание называлось The Springs и находилось в весьма плачевном состоянии. Чтобы привести его в порядок пришлось вложить значительные деньги. Средства у Яна Гиллана на тот момент были - он получал не только отчисления от продаж классики Deep Purple, но и весьма неплохой доход от супер популярной рок-оперы Jesus Christ Superstar, где он исполнил партию Иисуса. В будущий отель было инвестировано более трехсот тысяч фунтов, а само здание обошлось в сумму порядка ста тысяч. На каком-то этапе пришлось привлекать кредитные средства - работы было слишком много.

Но и результат был впечатляющий - хорошо отделанные номера, бар, автостоянка. Картину довершал бассейн в виде гитары...Почему именно гитары? Ведь Ян Гиллан не Ричи Блэкмор? Видимо, гитара лучше выглядит в роли бассейна нежели ...хм...микрофон?

Все было сделано неплохо, но на финишной прямой Гиллана ждало разочарование. Дело в том, что здание по существующим документам ...не могло быть использовано в коммерческих целях. И шансы изменить ситуацию были весьма иллюзорны. Как-то Гиллан сожалел о том, что так и не получил нормальное образование, потому что сам бросил школу. По его словам, в будущем ему это не раз вышло боком. Впрочем...бизнесмены - это особая категория людей, с нужной концентрацией на деталях и деловой хваткой. И провалы могут ждать и куда более искушенных в этих вопросах....

Позже, в интервью российскому журналисту Александру Алексееву Гиллан вспоминал об этом так:

"- Самые забавная история о вас ,наверное, про то, как вы уходили со сцены, чтобы открыть свой отель, о чем мало кто знает…

Ян Гиллан: Ну уж нет, ничего не вижу в этом забавного, поскольку я оказался никудышным бизнесменом. У меня был отель в Оксфорде под названием The Springs. Он был прекрасный. Но в конечном счете я не смог им больше заниматься, потому что понял - это не мое дело…(с)"

Магазин мотоциклов и вечный двигатель

Пока работы в будущем отеле подходили к концу, Яна Гиллана увлекла еще одна идея, которая показалась ему интересной. Цепочка событий, среди которых - участие на гонках в качестве зрителя, знакомство с мотогонщиком Майком Эллингтоном привело Яна к идее создания новаторского мотоцикла, в основе которого будет принципиально новый 4х-тактный двигатель. На начальном этапе в орбиту проекта были вовлечены несколько серьезных фирм. Girling работала над тормозной системой, Lucas - над электрикой, Dunlop - над шинами. К проекту привлекли Джека Уильямса, владельца Mantis Motorcycles, магазина мотоциклов в Солсбери.

Ян Гиллан и его мотоциклы
Ян Гиллан и его мотоциклы

источник изображения

В конце концов все это оказалось слишком сложно. Решено было сосредоточиться только на проектировании двигателя. Ян Гиллан хотел создать ...нечто вроде вечного двигателя, хотя его идеи чем-то ближе к гибридным двигательным установкам.

Гиллан: "Идея заключалась в разработке и изготовлении абсолютно нового мотора. Мне показалось, что приходит конец двигателям внутреннего сгорания, которые были грязными, шумными, потреблявшими много масла, и, казалось, что лучшая альтернатива и шаг вперед — это электродвигатель. Я думал о сложностях, связанных с аккумуляторами в транспортных средствах, причем решение вопроса обеспечения бесперебойного питания, как я понимал, имело принципиальный характер. Хотелось, по крайней мере, приблизиться к решению этой проблемы. В конце концов, мне показалось, что я его нашел. Предусматривалось использование давно забытого принципа часового механизма. Конечно, я не думал применять заводные ключи, механизм должен был работать как комбинированная система, использующая энергию торможения для передачи заводящего движения к пружинам. В то время, как одна шестеренка приводит в движение транспортное средство, другая подготавливается к перехвату, и делает это тогда, когда предыдущая полностью использует свой приводящий момент. Потом весь процесс снова повторяется.

Конечно, система нуждалась в доводке, но этим можно было бы заняться позже.<.....> Дух изобретательства меня не покинул, и несколько лет спустя я создал изделие для домашнего применения с огромным потенциалом. Оно известно как "моторизованные садовые вилы Mark II" и представляет собой именно то, что заключено в его названии. Состоит приспособление из двигателя, посаженного на садовые вилы. Топливо заливается в бутылку из-под виски"(с).

Садовые вилы Mark II ! Здорово придумано.

Но с мотоциклом у Яна ничего не вышло.

На сегодняшний день еще никому не удалось обойти действие первого и второго законов термодинамики. Соответственно и затея Гиллана также потерпела неудачу. Правда и тут бывший фронтмен Deep Purple успел зайти достаточно далеко.

На пороге собственного магазина...
На пороге собственного магазина...

источник изображения

В городе Бристоль был открыт магазин по продаже мотоциклов. Кроме того, был открыт филиал в Эдинбурге и планировался еще один - в Дублине.

Студия

Купить студию звукозаписи посоветовали Гиллану Мартин Берч, Лу Остин и Терри Иден. У них была информация, что студия De Lane Lea скоро закроется, а вся аппаратура будет перемещена в Уэмбли. Идея была в том, чтобы выкупить помещение для создании собственной студии Гиллана. Берч, Остин и Иден скромно надеялись, что Ян Гиллан их всех трудоустроит. Яну идея понравилась, а когда первоначальную сумму сделки удалось снизить в несколько раз, дело было решено. Будущая студия получила название Kingsway Recorders.

Но и тут отсутствие навыков ведения бизнеса сыграло злую шутку с Гилланом. На месте все оказалось "немного не так", как на бумаге. В комнате над студией оказался компьютерный центр управления гражданской авиации, и соседям очень не нравились шумы и вибрации, которые распространялись по всему этажу и перекрытиям здания во время работы. Звукоизоляция не была рассчитана на такое соседство и у Гиллана - бизнесмена начались проблемы. Работу студии пытались остановить - чувствительные компьютеры 70-ых плохо уживались с играющими внизу музыкантами. В конце концов сошлись на том, что студия может функционировать ...только после шести часов вечера. Не слишком рационально... для помещения, за которое приходилось выкладывать 25 000 фунтов ежегодной ренты.

Студия превратилась в дорогую игрушку. Тем не менее, тут в разное время записывались Nazareth, Sweet, Leo Sayer, а Роджер Гловер поработал над своим проектом The Butterfly Ball And The Grasshopper’s Feast. Так что не все было так уж и плохо.

Банкротство

Тем не менее общий итог всех попыток Гиллана построить собственный бизнес был печальным. Почти все они закончились неудачей.

В 1974 году лейбористкое правительство Великобритании ввело так называемую прогрессивную систему налогообложения, которая позволяла изьять до 90% сверхдоходов богатых англичан. Рок-звезды попадали в эту категорию в первую очередь, поэтому большинство из них вынуждено было уйти в налоговую эмиграцию. Чтобы не попасть под действие нового закона, нужно было находиться на британской земле не более 183 дней, иначе...

Ян Гиллан вынужден был уехать в Париж.

Тем временем большинство проектов начали сыпаться. Дела не шли, а расходы были слишком велики. В конце концов Яну позвонил из Лондона Билл Рейд, бухгалтер Deep Purple, которому были доверены все денежные вопросы. Он настоятельно рекомендовал добровольное банкротство, поскольку деньги были на исходе. Отель был продан, проект магазина мотоциклов тоже был закрыт.

Ян Гиллан постепенно начал осознавать, что лучшее из возможного - снова вернуться к музыке.

* * * *

Вся эта история навела меня на некоторые размышления. Вроде как все эти идеи с садовыми вилами, вечным двигателем и отелем не имеют ничего общего с рок-музыкой. Но вот что я для себя тут отметил - стремление Яна Гиллана мыслить не шаблонно. Пусть идея вечного двигателя может показаться наивной, особенно для второй половины XX века, но тут есть дух авантюризма и изобретательства, а это не может не импонировать. И как-то это вполне согласуется в тем, что Гиллан начал делать с Ian Gillan Band.

Это была совсем не та музыка, которую от него ждала широкая публика. Тем интереснее! Пусть альбомы вроде Scarabus или Clear Air Turbulence не стали коммерчески успешными, зато они нестандартно звучат и в них есть поиск чего-то нового и необычного.

На этом сегодня прощаюсь.

Всем мира, добра и хорошей музыки!