Окончание, см. часть 1 и часть 2.
5-го октября чилийская эскадра прибыла к Арике и, не найдя там перуанских кораблей, отправилась на юг. “Бланко Энкалада”, “Ковадонга” и “Матиас Коусиньо” вели их поиск к югу от бухты Мехийонес, а остальные корабли к северу от мыса Ангамос (Angamos). Тем временем, Грау, оставив “Римак” в Икике, продолжал свой рейд. Захватил чилийский транспорт “Кокимбо” и, почти достигнув Вальпараисо, 6-го октября повернул на север.
Около трех часов ночи 8-го октября сигнальщик “Бланко Энкалада”, находившегося на подходах к мысу Пунта де Тетас, заметил дымы двух кораблей (это были “Уаскар” и “Уньон”) двигавшихся на север. Перуанцы тоже обнаружили противника и Грау приказал сменить курс на NW и попытался, используя преимушество в скорости, оторваться от противника. Но в 07:15 были замечены дымы трех кораблей на NW. Это было соединение, состоявшее из “Кочрейна”, “О’Хиггинса” и “Лоа”. Грау сменил курс на E и увеличил скорость до максимальной. Но скорость “Кочрейна” была почти на два узла выше и дистанция начала сокращаться. “О’Хиггинс” и “Лоа” пытались перехватить “Уньон”. Видя неизбежность боя, Грау приказал корвету прорываться в Арику.
В 09:25 “Уаскар” открыл огонь по “Альмиранте Кочрейн” с дистанции около 1000 метров. Началось сражение у мыса Angamos. Теперь этот день является национальным праздником Перу. Снаряды монитора не могли пробить броню чилийского броненосца и только один, пробив обшивку в носовой части, взорвался на камбузе. В 09:40, когда дистанция сократилась до 200 метров, командир “Кочрейна” Хуан Хосе Латорре (Juan Jose Latorre) приказал открыть огонь. Мощные и точные залпы бронебойными снарядами Palliser и шрапнельными гранатами имели катастрофические последствия для противника, огонь ружей и двух митральез с марсов чилийского броненосца буквально сметал людей с палубы “Уаскара”. Один из первых снарядов вывел из строя рулевое управление, другой пробил броню артиллерийской башни и разорвался внутри, повредив одно из орудий и убив 12 человек. Около 09:45 очередной снаряд разорвался внутри боевой рубки. Погиб адмирал Грау, его адъютант лейтенант Диего Ферре (Diego Ferré), были выведены из строя машинный и рулевой телеграфы.
Командование «Уаскаром» принял капитан 3 ранга Элиас Агирре (Elías Agirre). Перейдя на аварийное управление рулем с помощью талей, перуанские моряки продолжали бой. Один из снарядов монитора попал через горловину в угольный бункер чилийского корабля и разорвался внутри. Несколько раз “Уаскар” и “Альмиранте Кочрейн” пытались таранить друг друга, но безуспешно.
Около 10 часов в бой вступили “Бланко Энкалада” и “Ковадонга”. Временами дистанция между перуанским и чилийскими кораблями уменьшалась до 25 метров. Бронебойные снаряды без труда прошивали броню “Уаскара”. Были полностью разрушены каюты командира и офицеров, окончательно выведено из строя рулевое устройство, несколько снарядов взорвались в районе машинного отделения, но машина оставалась в строю. В 10:10 был сбит флаг корабля и чилийцы уже приняли это за капитуляцию, но раненый семью пулями лейтенант Энрике Паласиос (Enrique Palacios) поднял его снова. Погиб Элиас Агирре и командование “Уаскаром” принял капитан 2 ранга Маниель Мелитон Карвахаль (Capitán de Fragata Manuel Melitón Carbajal). Но он был вскоре ранен и командовать кораблем стал лейтенант Хосе Мелитон Родригес (José Melitón Rodriguez), а после его смерти - лейтенант Педро Гарезон (Pedro Gárezon).
В своем донесении о бое старший механик перуанского корабля Сэмюэль Макмахон (Samuel MacMahon) писал: «Не могу без удовольствия отметить энтузиазм, мужество и дисциплину моих людей, выполнявших свои обязанности до последнего момента, особенно второго механика господина Томаса Хьюджеса (Thomas Hughes), руководившего машинистами и другими членами машинной команды и не покинувшего машину, пока вода не подошла к топкам котлов.»
Ввиду невозможности дальнейшего сопротивления, Педро Гарезон отдал старшему механику приказ затопить корабль. Видя, что “Уаскар” начинает тонуть, чилийцы прекратили огонь и с “Кочрейна” были посланы две шлюпки под командованием лейтенанта Хуана Симпсона (Juan M. Simpson) со взводом морской пехоты на борту. Угрожая оружием, они заставили перуанских механиков перекрыть клапаны затопления (к этому времени уровень воды в машинном отделении достигал одного метра). Чилийская команда привела корабль в Мехийонес.
В общей сложности “Альмиранте Кочрейн” и “Бланко Энкалада” выпустили по “Уаскару” 76 бронебойных гранат Palliser калибром 9", весом 250 фунтов, 24 из которых попали в цель (Рис. 20). Потери перуанцев составили 33 (по другим данным - 64) убитых, из них 5 офицеров (экипаж составлял около 200 человек ), “Кочрейна” - 7 убитых, на борту “Бланко Энкалада” были только раненые. Вот как описывает состояние “Уаскара” после боя побывавший на его борту лейтенант ВМФ США Theodore M. Mason: «Было трудно найти даже квадратный ярд надстроек без следов попаданий снарядов различных типов. Дымовая труба и боевая рубка были почти полностью разрушены, шлюпки отсутствовали, а шлюпбалки сбиты или погнуты. Внизу вид был еще ужаснее. Везде царили смерть и разрушения, причиненные крупнокалиберными снарядами. Восемнадцать тел было извлечено из кают, а артиллерийская башня была полна останков двух орудийных расчетов».
В своем донесении о бое командующий эскадрой Гальварино Риверос писал: «Мигель Грау погиб в бою… Экипаж перуанского броненосца сопротивлялся с упорством и героизмом». В ответ чилийское правительство направило следующее послание: «Согласно Вашему донесению, адмирал Грау храбро погиб в бою. Позаботьтесь, чтобы его останки были похоронены должным образом и так, чтобы не было сомнений в их принадлежности. Они будут переданы Перу, когда их затребуют». Мигель Грау и другие погибшие члены экипажа “Уаскара” были с почестями похоронены в Мехийонесе в присутствии военного министра Чили Рафаеля Сотомайора (Rafael Sotomayor), командующего эскадрой Гальварино Ривероса и высших офицеров.
После устранения наиболее опасных повреждений, “Уаскар” был направлен на ремонт в Вальпараисо. По пути он зашел в Антофагасту, где был восторженно встречен войсками и горожанами. Такая же встреча ожидала броненосец в портах Кальдера, Чаньяраль, Уаско, Кокимбо. Наконец, после шести месяцев борьбы с Грау, морские коммуникации стали безопасными. Путь на север для чилийской армии был открыт - битва у мыса Ангамос стала переломным моментом Тихоокеанской войны. Уже 2-го ноября 10000 чилийских солдат высадились в перуанском порту Писагуа.
После ремонта в Вальпараисо “Уаскар” был включен в состав флота Чили под командованием капитана де фрагата Мануэля Томсона (Capitán de Fragata Manuel Thomson). Вместе с другими кораблями эскадры он блокировал перуанское побережье от Мольендо до Арики, участвовал в высадке десанта в Пакоче, а затем в течение трех месяцев вместе с “Магайянес” осуществлял блокаду Арики, сменив “Кочрейна”. 27 февраля 1880 года завязался бой между перуанскими береговыми батареями, монитором “Манко Капак” и чилийскими кораблями. Томсон принял решение таранить монитор противника, но когда до цели оставалось всего 200 метров, “Уаскар” потерял ход из-за вскипания воды в котлах и в этот момент пятнадцатидюймовый снаряд с “Манко Капак” взорвался на его палубе, сбив фок-мачту (была установлена во время ремонта в Вальпараисо). При этом погиб командир корабля Мануэль Томсон. В общей сложности, за время длившегося около одного часа боя “Уаскар” получил 12 попаданий, из них два с “Манко Капака” и потерял 28 человек убитыми и ранеными.
После устранения полученных повреждений, 17 марта “Уаскар”, совместно с “Альмиранте Кочрейн” и вооруженным транспортом “Ангамос”, продолжил бомбардировку Арики, подавив несколько береговых батарей. В этот же день перуанский корвет “Уньон” дважды, несмотря на огонь с “Уаскара”, прорвал чилийскую блокаду, доставив в осажденную Арику подкрепление и снабжение. 10 апреля 1880 года в составе эскадры монитор включился в блокаду Кальяо. 22 апреля и 10 мая участвовал в обстреле порта и в бою с его береговыми батареями. В бою 10 мая получил попадания тремя снарядами, один из которых пробил борт ниже ватерлинии. Ремонт в Вальпараисо продолжался до октября. В начале ноября снова присоединился к блокаде Кальяо и 11 декабря вместе с другими кораблями участвовал в бою с перуанским монитором “Атауальпа”.
13 января 1881 года “Уаскар” поддерживал огнем наземные войска в сражении у Чорийос (Chorillos) в нескольких километрах от перуанской столицы Лимы, в котором чилийцы одер-жали блестящую победу. В последующей битве у Мирафлорес (Miraflores) обстреливал форт «Альфонсо Угарте» (“Alfonso Ugarte”) и поддерживал огнем пехотную дивизию, отражавшую контрнаступление перуанцев. 16 января по приказу правительства перуанские моряки затопили уцелевшие корабли, а 18 января пал Кальяо. Военные действия на море прекратились. 11 июня 1881 года десант с “Уаскара” без боя оккупирует порт Пайта (Paita) к северу от Кальяо, а его командир капитан 3 рага Эмилио Вальверде (Capitán de Corbeta Emilio Valverde) становится главой оккупационной администрации. В августе монитор ушел для аварийного ремонта машин и котлов в Вальпараисо.
1882 году был произведен капитальный ремонт корабля, включавший замену котлов и орудий главного калибра. Вместо старых 10" орудий Armstrong были установлены 8" (203 мм) казнозарядные нарезные пушки Elswick (вес каждой-11,7 т) с дальностью стрельбы 8000 ярдов и максимальным углом возвышения 11°. Была также модернизирована система поворота башни. Замена ручного привода на паровой сократила время поворота с 15 до 5 минут.
В 1885 году была проведена очередная модернизация, в ходе которой была установлена но-вая, изготовленная в Англии, боевая рубка, заменен винт, что увеличило скорость хода, мачты, бортовые 76 мм и 120 мм дульнозарядные орудия были заменены на современные казнозарядные того же калибра. Дополнительно были установлены два скорострельных 57 мм и три 37 мм пятиствольные орудия системы Hotchkiss (Рис. 23).
В мае 1888 года президент Чили Хосе Мануэль Бальмаседа (José Manuel Balmaceda) издал декрет о переносе тел героев сражения у Икике. 5 мая эскадра в составе “Уаскара”, нового крейсера “Эсмеральда” (флагманский корабль) и других кораблей вышла из Вальпараисо в Икике, где “Уаскар” принял на борт урны с прахом Прата, Серрано и Альдеа. В Вальпараисо их тела были захоронены у Монумента Героев Икике в присутствии президента, архиепископа Вальпараисо, высшего командования ВМФ и сотен тысяч горожан.
В 1890 году монитор был переведен в резерв в ожидании капитального ремонта. В январе 1891 года, во время гражданской войны между сторонниками президента Бальмаседа и Конгресса, вошел в состав сил, поддерживавших конгрессистов, а после ее окончания был снова выведен в резерв.
В 1895 году было принято решение о капитальном ремонте и модернизации корабля и в 1896 году “Уаскар” первым вошел в сухой док номер 1 военно-морской базы Талькауано, став главным украшением торжественной церемонии по случаю его вступления в строй. Испытания на полную скорость, проведенные после ремонта на переходе из Талькауано в Вальпараисо, закончились трагедией. Через два часа после постановки на якорь разорвало трубку в одном из котлов, что привело к гибели 14 человек и корабль был вынужден вернуться на ремонт.
Затем монитор входил в состав резервной эскадры, а в 1901 году был выведен из состава флота и поставлен на якоре на рейде ВМБ Талькауано в качестве плавучей казармы. В 1905 году рассматривался план переоборудования “Уаскара” в современную канонерку, но он был отвергнут. В 1917-1930 годах корабль служил плавучей базой подводных лодок типа “H”. Затем, на протяжении многих лет, монитор стоял на рейде ВМБ Талькауано, прямо напротив здания, где теперь располагается командование 2-й военно-морской зоны (Comandancia en Jefe de la Segunda Zona Naval), изредка подвергаясь ремонтам, позволявшим сохранять его на плаву. В 1935 году на крыльях мостика были установлены 4 салютных орудия и был поднят вымпел Командующего зоной. В том же году корабль был открыт для посещения. Хотя еще в 1924 году был выдвинут проект превращения “Уаскара” в памятник морской славы Чили и Перу, по экономическим причинам он реализован не был.
И только в 1952 году, благодаря инициативе, настойчивости и энергии командующего 2-й зоной контр-адмирала Педро Еспина Ритче (Pedro Espina Ritchie), началась полная реставрация “Уаскара” с целью вернуть его к состоянию 1878 года и превратить в музей и символ воинской славы. Работы осложнялись тем, что хранившиеся в архиве ВМБ Талькауано чертежи корабля и другие документы сгорели во время пожара. Однако, на складах военно-морского арсенала Талькауано сохранилось в отличном состоянии множество предметов, включая мебель и различные аксессуары, с “Уаскара”. Для реставрации монитора использовалась также мебель, светильники и различное оборудование с крейсера «О’Хиггинс» (“O’Higgins”) и учебного парусного корабля «Хенераль Бакедано» (“General Baquedano”), построенных на английской верфи Armstrong & Whitword в 1898-1899 годах. Вместо оригинальной боевой рубки была установлена рубка с чилийского броненосца “Альмиранте Кочрейн”, экипаж которого 8 октября 1879 года захватил “Уаскар”. До этого рубка украшала одну из площадей ВМБ Талькауано. Бесчисленное множество организаций и частных лиц со всех уголков Чили помогали в реставрации, жертвовали различные исторические реликвии, включая портреты героев битв у Икике и Ангамос. Этому активно способствовали средства массовой информации.
Был восстановлен командирский салон, где были помещены портреты трех командиров, геройски погибших на его борту - Прата, Грау, Томсона. В бывшем котельном отделении (котлы были демонтированы еще в 1902 году) была оборудована галерея портретов героев и часовня, торжественно освященная местным архиепископом. Реставрация палубы и других частей корпуса включала в себя установку бронзовых памятных знаков, помечавших места гибели или отдаваюших дань уважения героям погибшим на борту “Уаскара”, а также памятных досок, отмечавших места попадания вражеских снарядов.
8 октября 1952 года, в день памяти битвы у Ангамос, был торжественно открыт плавучий музей, призванный увековечить морскую славу Чили и Перу. В 1971-72 годах по инициативе командующего 2-й зоной контр-адмирала Карлоса Чубретовича (Carlos Chubrétovich) был проведен второй этап реставрации. Военно-морской верфью ASMAR в Талькауано было произведено докование (впервые за 70 лет) и капитальный ремонт корпуса, были реставрированы главная машина и рулевое устройство. Восстановлена артиллерийская башня Coles, ее орудия, паровая машина поворота башни по состоянию на 1882 год. Побывав на борту монитора, нельзя не отметить его отличного технического состояния.
“Уаскар” является членом Всемирной ассоциации исторических судов-музеев со штаб-квартирой в США. В 1995 году британский фонд “World Ship Trust” присудил ВМФ Чили награду “Maritime Heritage Award” за отличную реставрацию и презентацию корабля.
В общей сложности, активная служба “Уаскара” продолжалась 35 лет - 13 лет в составе перуанского флота и 22 - чилийского. Сейчас корабль стоит в 50 метрах от причала ВМБ Талькауано напротив здания, где размещается ее командование, привлекая ежегодно тысячи посетителей. Сообщение с берегом осуществляется с помощью перемещающегося по двум канатам парома с «главным двигателем» мощностью в две человеческие силы матросов ВМФ Чили.
Автор: Александр Митрофанов
Фото и рисунки Armada de Chile и автора.
Уважаемые читатели! Поддержка канала позволяет уделять больше времени подготовки статьи, находить больше малоизвестных фактов и тщательно их проверять. Поддержать канал можно тут.
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.