Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) — художник-реформатор, родоначальник художественного течения «караваджизм». Он был бунтарем в искусстве и в жизни. В этой статье рассмотрим основные периоды творчества художника и разберём картины, которые сводили с ума церковь и Рубенса.
Пережиток маньеризма
Начало пути. Микеланджело Меризи родился в 1571 году в небольшом городе региона Ломбардии – Караваджо. В одиннадцатилетнем возрасте его отдали в художественную школу, которую он не закончил. Он решил покинуть Милан и отправиться по просторам Италии. Во время своего путешествия юный художник познакомился с работами итальянских живописцев, которые так или иначе повлияли на его творчество: Джованни Савальдо, Моретто да Брешиа, Лоренцо Лотто.
Когда Караваджо прибыл в Рим, ему было 20 лет. У него не было денег и опыта, поэтому он пошел работать в мастерскую живописца Кавалерьере Д’Арпино. В тот период его картины были наполнены только цветами и фруктами. Позже его заметил антиквар и продавец картин. Купив у него несколько работ, он познакомил художника с меценатом дель Монте. Франческо дель Монте стал покровителем Караваджо и с тех пор жизнь и творчество Микеланджело Меризи изменились.
Рим. Для нас раннее искусство Караваджо известно по произведениям, созданным в мастерской Кавалерьере Д’Арпино. В этот период он пишет серию картин с обнаженными юношами.
По словам Джованни Бальоне, он писал их, смотря на собственное отражение в зеркале, в окружении фруктов, вина и цветов. К этому циклу относятся произведения: Юноша с корзиной фруктов, Больной Вакх, Вакх и Юноша, укушенный ящерицей. Уже в этих картинах Караваджо выступает как бунтарь и встает в оппозицию к тенденциям официального искусства.
Джованни Бальоне (1566-1643) — итальянский живописец, рисовальщик и гравёр позднего маньеризма и барокко в Риме. Испытал влияние творчества Караваджо и пытался ему подражать. Это вызвало негодование самого Караваджо, который не любил своих подражателей. Бальоне в итоге отказался от «караваджизма» и поссорился со своим кумиром.
Караваджо ставит своей основной задачей изучение реальной природы, уделяя одинаковое внимание и человеку, и фруктам в корзине, и предметам быта, которые встречаются на его полотнах. Художник изображает людей в простых позах и показывает нам естественное состояние и эмоции человека — испуг, недомогание, опьянение. Караваджо добавляет феминности мужским образам на картинах. Поэтому, например, Юношу с лютней долгое время считали Лютнисткой.
В цветовом решении картин он обращается к простой, светлой гамме красок. Караваджо передает самолюбование и навязчивый нарциссизм, которые были характерны для маньеризма, через позы и окружающие его героев предметы.
Маньеризм — стиль в европейской живописи XVI-XVII веков, для которого характерна вычурность поз, изломанность линий, обилие сочных плодов и цветов, нагота или экзотические одеяния.
Художник сочетает в героях образ античного Бога с подростковыми чертами простолюдина. Здесь нет «чистого» маньеризма. В этих картинах переплетается маньеризм и зарождающееся барокко. Особенно это сплетение заметно на картине Вакх, где грубоватая чувственность сочетается с музыкальным ритмом в позах и движениях персонажей.
Позже в его творчестве появляется больше лирики, но по-прежнему остается маньеризм. Главный пример — Отдых святого семейства на пути в Египет, 1595-1596.
Здесь молодой художник создает тихое, умиротворенное настроение: Мария с младенцем, уснувшие под скрипку ангела; Иосиф, сидящий на походном мешке держит ноты перед ангелом; внимательный взгляд ослика, еще более подчеркивающий созерцательную тишину, и пейзаж – это создает новые трактовки религиозных сюжетов для европейской живописи.
Посмотрите на картины других мастеров, чтобы увидеть развитие сюжета.
Какие сходства и различия вы видите на картинах? Как изменилось решение в передаче сюжета? Отвечая на эти вопросы, вы развиваете насмотренность и учитесь понимать искусство.
Погребной свет
Новую ступень творчества Караваджо хорошо иллюстрирует Кающаяся Магдалина, 1597 г.
Вместо обнаженной красавицы, которую мы привыкли видеть, — простая крестьянская девушка. Она сидит на низкой скамейке, в праздничном одеянии, глубоко задумавшись. Это настоящий переворот в истолковании религиозного сюжета. Караваджо переводит религиозные чувства на язык человеческих переживаний. Образ Магдалины не теряет религиозности, но становится ближе к быту человека 16 века. Магдалина интересна для зрителя и с точки зрения композиции – Караваджо формулирует новое понимание света, как основы живописного образа. Современники назвали подобный световой прием «погребным светом».
Тенебросо, или «погребная живопись», характеризуется сильнейшим противопоставлениям света и тьмы, с преобладанием именно сумрачного, обладающего при этом особым напряжением освещения. Объём в передаче тенебристов имеет зримо выпуклый, осязательный характер и в тоже время несколько резкий и обособленный характер. Это направление живописи отчасти оппозиционно классицистической и академической традиции и воплощает один из путей становление реалистического метода.
Они предполагали, что Караваджо использовал темную ткань на стенах мастерской и источником света было небольшое окно в верхней части комнаты. Скорее всего, это просто легенда, но именно такое впечатление на нас производят его работы.
С этой картины начинается экспериментальный период в творчестве Караваджо. Он обращается к драматизму, экспрессии, выразительной мимике, что мы можем наблюдать далее в Медузе, Жертвоприношении Исаака, Неверии апостола Фомы. Сюжеты картин захватывают зрителя напряженной экспрессией, но отталкивают жесткостью, брутальностью ситуаций. В пылу борьбы за новый реализм Караваджо отказывается от человечности.
Особое место в этой группе занимает картина Шулера.
Здесь Караваджо обращается к бытовому жанру с развернутым повествованием. Действие происходит в таверне. Два опытных мошенника обманывают простака. Этой работой Караваджо открыл мир маргиналов и бандитов светскому обществу. Картина стала откровением для поклонников творчества художника. Не только в Италии, но и в Голландии, Фландрии и Испании начали изображать эпизоды из жизни уличных музыкантов, бандитов, цыган, гадалок и других.
Успех и отрицание
Не все было гладко на жизненном пути Караваджо. Чем больше он творил и двигался вперед, тем больше возникало как поклонников, так и противников. Последние отрицали его искусство. Караваджо сейчас стоит в одном ряду с великими художниками всех эпох, но для своего времени он являлся злодеем, который переворачивал устои.
В начале 17 века Микеланджело стал получать заказы на большие картины. Для украшения капеллы Контарелли — три эпизода из жизни апостола Матфея: Мученичество апостола Матфея, Призвание апостола Матфея, Святой Матфей и ангел; для капеллы Черази в церкви Санта Мария дель Пополо – Обращение апостола Павла и Мученичество Святого Петра. Все произведения вызвали негодования в церковных кругах.
Эти работы сделали Караваджо еще известнее — как среди поклонников, так и среди недовольных его искусством. Не раз произведения отвергались. Караваджо приходилось заменять их новыми полотнами или писать поверх готовой работы. Но, при этом, его отвергнутые картины часто вызывали восторг коллег-художников и имели спрос.
Обращение апостола Павла и Мучение апостола Петра были отвергнуты, и мастеру пришлось заново создавать обе композиции. Правда, «забракованные» картины были сразу же приобретены кардиналом Саннезио.
Восхищение публики и гневные отзывы заказчиков, постоянный стресс и необходимость балансировать между собственным стилем и желаниями покупателей испортили характер художника. И без того легко возбудимый и склонный к раздражению, Караваджо стал более резким и жестоким. Кардинал Федерико Барромео, познакомившийся с Караваджо в Риме, описывал его как «человека неотесанного, с грубыми манерами, вечно облаченного в рубище и обитающего, где придется».
Постепенно художник становился все более дерзким и грубым. Караваджо начал разгуливать по городу со шпагой на боку, в сопровождении лохматого черного пса и маргинальных знакомых. Не имея разрешения на ношение оружия, он устраивал дебоши и дуэли. Художник стал завсегдатаем суда и полицейских участков.
Что впечатлило Рубенса?
В то же время его творчество, несмотря на характер, становится более чувственным и глубоким. Картину Положение во гроб современники считали наиболее выдающимся произведением.
Рубенс после знакомства с картиной создал вольную копию данной работы – Положение во гроб 1611-1612 годов.
Караваджо изображает самый трагический момент – погружение тела в могилу. Для того, чтобы придать наибольшую осязаемость происходящему, Микеланджело Меризи максимально приближает изображенное событие к зрителю, помещает надгробную плиту под углом и заставляет руку Христа свешиваться будто за пределы плоскости картины. Это произведение закладывает основы нового монументального стиля в станковой картине эпохи Барокко.
Еще одно знаковое полотно — Смерть Марии.
Картина была отвергнута церковной администрацией, которая увидела в обнаженных ногах Марии недостаточное уважение к религиозным традициям. Однако, Смерть Марии произвела сильнейшее впечатление на Рубенса. Он выкупил работу. Римские художники, в свою очередь, потребовали, чтобы ее хотя бы на неделю выставили для публичного осмотра. Толпы людей собирались ежедневно, чтобы взглянуть на полотно кисти Караваджо.
Чем она так впечатлила Рубенса? Художник изобразил не символическое успение, а реальную смерть человека. В этой работе Караваджо отказался от «погребного света». Он добавил мягкое, таинственное сияние. Пространство кажется бездонным, а светом Караваджо выхватывает каждую фигуру у гроба Марии. Апостолы в глубоком волнении толпятся у ложа Марии, а один из них вытирает слезы кулаками. Вплоть до мельчайших деталей, всё в этой картине наполнено любовью к человеку и его жизни.
Смерть Марии можно рассматривать, как переломное произведение Караваджо. В его искусстве, с одной стороны – усиливается трагизм мировосприятия, с другой стороны – ярко проявляются черты мягкости и человечности. Вместе с тем, реализм Караваджо приобретает все более строгий, обобщенный характер.
Черты человечности в живописи не смягчили характер художника. Во время игры в мяч Караваджо поссорился с одним из своих партнеров. Ссора закончилась дуэлью, в ходе которой противник Караваджо был убит, а сам художник тяжело ранен. После этого Римский Папа Павел V объявил Караваджо «вне закона». Художник долгое время скрывался в Неаполе и на Сицилии. В своих скитаниях Караваджо усваивает импровизационный метод работы. Этим объясняется нервный характер и плохая сохранность полотен позднего периода творчества Караваджо.
Поздняя живопись
Последние картины. Некоторые из поздних работ повлияют на развитие живописи уже после Караваджо, усилится течение «караваджизма».
В 1607 году в Неаполе Караваджо написал картину Семь деяний милосердия. Эта композиция оказала большую роль для последующего развития европейского искусства. В этой работе автор интерпретировал сюжет иначе, чем его предшественники. Караваджо стремился объединить различные проявления милосердия. Женщина, через тюремную решетку кормящая грудью старика, похороны умершего, наделение одеждой нищего, предложение приюта и другое. Создается единый композиционный и эмоциональный ансамбль, насыщенный настроением тревоги. Мрачное состояние усиливает свет факела, а духовное единство всего ансамбля подчеркнуто явлением Марии с младенцем Христом, с состраданием и грустью смотрящих на человеческие бедствия. Создание единой композиции из разрозненных частей картины — наследство, которое передал будущим поколениям европейских живописцев Караваджо.
Еще один шаг для последующего развития искусства Караваджо сделал в одной из своих последних картин – Поклонение пастухов, 1609 года. Здесь Караваджо показывает истинную человечность и красоту через жизни простых, угнетенных невзгодами бедных людей. Действие картины разворачивается в ветхом, заброшенном сарае. Прямо на земле, на горстке соломы, сидит бледная, исхудавшая Мария, нежно прижимая к себе младенца, тянущегося к ней рукой. К ним склонились Иосиф и три бедно одетых пастуха. С глубоким вниманием, изумлением и сочувствием они смотрят на мать с ребенком. В этой работе Караваджо пришел к иному пониманию света как основы живописного стиля. Свет становится активной силой в живописи.
В последний год жизни он пишет картину Давид с головой Голиафа, в которой прячет свой автопортрет. Как вы думаете, где он?
Караваджо запечатлел себя в побежденном Голиафе с открытым ртом. При этом Давид смотрит на трофей несколько печально и задумчиво, а не радостно.
Смерть художника. Конец недолгой жизни Караваджо был трагическим. Он поссорился с видным орденским вельможей на острове Мальта и был брошен в тюрьму. Караваджо бежал и отправился в Сиракузы. Стремясь уйти от посланных за ним в погоню преследователей, мастер скитался по городам Сицилии и Южной Италии, по пути спешно выполняя некоторые заказы. Вскоре его нашли. Художнику нанесли несколько тяжелых ранений, пострадало лицо. Тут же до Караваджо дошло известие о помиловании от Папы Римского. Караваджо отправился в сторону Рима, но, при высадке на берег, испанская стража по ошибке его задержала. В Порто Эрколе он умер от злокачественной лихорадки в июле 1610 года.
Караваджо был удивительно «новым» человеком для своей эпохи. Он не был частью цеха или школы, не состоял на службе церкви, двора или аристократии. Предоставленный целиком собственному таланту, создал новый тип свободного художника. Караваджо стал первым художником, который разделил искусство на официальное и оппозиционное. Для одних – он реформатор живописи, для других – разрушитель искусства. После его смерти огромное количество художников стали приверженцами стиля Караваджо и в мире искусства появилось течение «караваджизм».
Автор: Анна Филипенко