Сегодняшний герой моей рубрики «Пять фактов» — Федор Лемкуль, иллюстратор и коллекционер, реформатор детской книги. Текста получилось много, поэтому перейдем сразу к первому факту 😄
🟢 У его отца немецкие корни, а у матери — английские.
Федор Лемкуль родился в 1914 году в Москве, его отец имел немецкие корни, мать — английские. Рисованием он увлекся в детстве, затем окончил Государственный Полиграфический техникум.
Незадолго до начала войны Лемкуль женился на Екатерине Шумской, дочери коллекционера живописи и фарфора Петра Шумского и внучке архитектора Ивана Чарушина.
Они жили в особняке рядом с Арбратом, дом раньше занимал коллекционер живописи Дмитрий Щукин. Свое собрание он разместил во всех комнатах, позже к ним добавились работы из собрания Шумских. По воспоминаниях жильцов, картины висели так, чтобы их видели прохожие на улице.
Затем началась война, художник ушел на фронт. Особняк разрушился во время бомбежек, погибли несколько человек, среди которых была и мать Екатерины. Коллекция живописи осталась под обломками, спасти удалось лишь ее часть.
🟢 Во время войны носил с собой стихи Александра Блока.
Художник ушел на фронт в самом начале войны. Служил в инженерной части недалеко от передовой, участвовал в Сталинградской битве и в освобождении Киева. Среди прочего, его часть наводила и разводила понтонные мосты, строила оборонные сооружения. Иногда Лемкуль оформлял клубы, в которых проходили концерты фронтовой самодеятельности, иллюстрировал боевые листки и стенгазеты.
Лемкуль любил поэзию, поэтому носил в вещмешке том стихов Александра Блока. По его словам, в те годы он ощущал невероятную потребность в хороших книгах, фильмах и спектаклях.
«Мне хочется работать над произведениями, воспевающими мирную жизнь, добро, хочется иллюстрировать книги фантастического, сказочного характера», — говорил потом Лемкуль.
🟢 Проиллюстрировал более 130 книг.
Вплотную книжной графикой Лемкуль занялся уже после войны. Начал с публикаций в детских журналах «Мурзилка» и «Пионер», а первыми проиллюстрированными им книгами стали «Сказка о трамвае» Сергея Баруздина и «Мой змей» Мориса Карема.
Лемкуль создал иллюстрации к более чем 130 произведениям, среди них стихи Даниила Хармса, Корнея Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова, сказки народов мира и многие другие.
В искусствоведческих заметках отмечали, что в каждом персонаже Лемкуль старался подчеркнуть одну какую-то черту, часто — смешную. При этом некоторых героев он вообще рисовал условно, это тоже особенность творческого метода — дать возможность читателю сформировать собственный образ персонажа.
«Ничего лишнего — ни детали, ни жеста. Отбор настолько аскетичен и строг, что изображение подчас приближается к символу. <…> Магия лемкулевского цвета завораживает. Продуманные колористические случайности, запланированные цветовые оговорки, а также строгий вкус при отборе окончательного варианта придают акварелям Лемкуля еле уловимый привкус музейности», — сказал иллюстратор Лев Токмаков.
🟢 Работал над разными историями, но предпочитал сказки.
По словам художника, ему нравилось рисовать такие картинки, которые было бы весело и интересно рассматривать. Он очень любил сказки и в работе отдавал предпочтение именно им.
Лемкуль писал, что художник должен быть большим фантазером, особенно если создает иллюстрации к сказочным историям. Его задача — создать убедительный мир, красивый и таинственный.
«Чтобы сказочный мир стал живым, чтобы выдумка оказалась интересной, нужно много знать, быть наблюдательным, стараться запомнить все необычайное и интересное. Вот идешь по лесу и видишь дерево, которое поражает своей высотой и сказочной формой, — запоминаешь его. Может понадобиться для сказки "Летучий корабль". В сказке дерево "раскроется", и из него выйдет конь с оружием и сумкой», — считал он.
🟢 Вместе с женой создал уникальную коллекцию стекла.
Федор и Екатерина Лемкуль прожили вместе 60 лет, 30 из них они коллекционировали стекло. Предметы в их собрании охватывали период с I века до н. э. до конца XIX столетия.
Эта их страсть началась с покупки бокала XVIII века с вензелем императрицы Елизаветы Петровны и надписью «Придворная» на основании ножки. В 1949 году супруги месяц жили в Ленинграде, каждый день ходили в Эрмитаж, а однажды после музея зашли в антикварный магазин, где и увидели бокал.
«Вещь точно такая же, как в витрине Эрмитажа, стояла в магазине — близкая и доступная. Так началась наша коллекция», — вспоминала Екатерина Лемкуль.
Сначала супруги в поисках антикварного стекла, ездили по комиссионным магазинам Москвы, затем — на Кавказ, в Крым, Карпаты и в другие места.
Покупали и битое стекло, а затем самостоятельно его восстанавливали. Супруги также коллекционировали специализированную литературу — книги и журналы по истории декоративно-прикладного искусства, каталоги выставок и музейных собраний. При этом жили они скромно, экономили.
В 1990-е годы супруги Лемкуль передали коллекцию в отдел личных собраний ГМИИ имени А. С. Пушкина. До открытия экспозиции художник не дожил, а спустя месяц после ее презентации умерла и Екатерина Лемкуль.
Знаете, что забавно? Когда я уже написала текст, то залезла на сайт ГМИИ, чтобы поискать информацию о собрании. И именно сегодня там открылась выставка «Хрупкий мир коллекционеров Лемкуль». Она будет идти до 18 июня.
Информацию о статьях, которые я использовала при подготовке материала, закрепила в первом комментарии.