Однажды тёплым майским днём, находясь за городом, я вышла на пологий берег Невы и оказалась с ней наедине. Светило солнце, отражаясь зеркальным блеском. Лёгкий ветерок едва уловимо смазывал гладь воды, стараясь её удержать. А она бежала. Вольная, чистая, стремительная! Бесконечно красивая! Она спешила в Петербург, город, создавший ей всемирную славу.
Вода всегда завораживает. Я глядела на это бесконечное движение и не могла оторваться. Что-то нестерпимо волнительное просилось наружу. И тогда родились эти строки…
О Неве с любовью
Нева! Единственная дочь Ладоги! Торжественно и величаво несёт свои воды в Финский залив. Не юлит, не извивается и лишь иногда делает резкие повороты на виражах, а потом, перед входом в залив, вдруг разлетается множеством водных потоков, и уже всеми своими отпрысками торжественно входит в море.
Длина Невы всего 74 км. В масштабах земного шара – коротышка! Но, тсс! Нельзя про Неву пренебрежительно! Простите, Ваше Величество, неудачно пошутила! Это лишь на первый взгляд – река и река! Но воды-то в Неве столько, сколько в реках Днепр и Дон вместе взятых! Полноводная красавица знает себе цену! Кормила рыбой еще финно-угорские племена. Отправляла по своим водам расписные ладьи европейцев, устремлявшихся на восток! А сколько крови пролилось за право оставаться на её берегах! Но она ждала Петра!
Он разглядел её и был очарован! Она ему отвечала взаимностью и доверилась. Она покорилась царской воле и вскоре стала главной героиней его города! А Город, рождённый на её берегах, стал одним из самых красивых в мире!
При Петре россыпью по ней разбегались корабли и кораблики! Екатерина затянула красавицу в гранитный корсет! Хоть и тесно, трудно дышать, но как красиво! И, как истинная красавица, Нева вздохнула, улыбнулась и покорилась!
Мифические герои из разных стран слетелись и сбежались заглянуть в её воды, да так и остались смотреться в них каменными изваяниями на её берегах. Николай 1 начал нанизывать ажурные ожерелья мостов, перекидывая их с берега на берег! Один за другим мосты украшали Неву! Но в ночи, словно бесстыдница из ночного клуба, она начинала медленно распахивать их и обнажаться на глазах у восторженной публики!
Но своенравна Нева! Характер у красавицы взрывной! Нет-нет, да и выплеснется на город, неистово обрушивая на него свои воды! То ли капризничает, то ли из глубин извергаются потоки одной ей ведомой печали. Нет, всё-таки они с Петром одной крови!…
...На большой скорости пронёсся катер, разрезая воды и взрывая тишину! Нева прошелестела в ответ, не останавливая движения, а я вернулась в день сегодняшний...
**********
НЕВА + ПЁТР=ПЕТЕРБУРГ
Просто цифры
Если задать вопрос, какие две ассоциации вызывает Петербург, не удивлюсь, если Пётр и Нева окажутся главными. Начав заглядывать в историю через призму Петербурга, или знакомиться с Петербургом через призму истории, я уже рассказала об его основателе, Петре Великом, волевым решением подарившем миру Великий город. Но я чуть вдруг не забыла о его главной героине. Спешу исправиться и познакомиться поближе с Невой, без которой не было бы Санкт-Петербурга.
Река Нева берет свое начало у берегов огромного Ладожского озера и на протяжении 74 километров несет свои воды к Финскому заливу. Причем воды в Неве, которая, на первый взгляд может показаться не такой уж полноводной, столько, сколько в реках Дон и Днепр, вместе взятых. На Неву «работает» приблизительно 5000 озер и 3500 рек и речушек. Перед тем, как влиться в Финский залив, Нева разветвляется на несколько крупных рукавов: Большая, Средняя и Малая Невка, Большая и Малая Нева. От этих рукавов также ответвляются реки, речки и речушки, протоки, а также рукотворные каналы, созданные в процессе строительства города. Сегодня насчитывают около 90 (93) водных артерий. Это –10 % городской территории.
Все эти водные потоки «нарезали» сушу на многочисленные острова, на которых и обосновался Санкт-Петербург, когда вышел за пределы крепостных стен. Естественно напрашивается вопрос: а сколько островов в Петербурге? Вопрос не очень корректный. В плане, который назван «Изъяснение местности С-Петербурга в 1700 году» (опубликован в 1853 году), насчитывается всего 13 островов, а в 19 веке их было уже 101 (как «долматинцев»). На сегодняшний же день по официальным данным их всего 33. Или 35? А может быть 42? Мы же привыкли задать вопрос «Гуглу» и получить мгновенный ответ! А «Гугл» в 21 веке никак не может подсчитать невские острова и путается в ответах. В чём же дело?
Почему же меняется количество островов? Во-первых, надо определиться, что такое остров. Всем понятно, что это – часть суши, со всех сторон окружённая водой. Во-вторых, следует договориться, как и что считать. Большинство островов Петербурга имеют название, но есть и безымянные, совсем маленькие острова. Количество островов может меняться по естественным причинам, когда разливается вода, или, наоборот, уходит. Но как только в природу вмешивается человек и начинает творить на земле, тут уж за ним только поспевай считать! Прорыл пару каналов на суше – получился остров. Соединил их между собой – уже два! С самого начала в Петербурге появляются многочисленные каналы. Они нужны были, в первую очередь, для оборонительных целей, затем для осушения местности, ну а в дальнейшем – для производственных и хозяйственны нужд. Со временем, необходимость в каналах отпадала и их засыпали. Исчезали каналы – исчезали острова.
Все острова соединены между собой многочисленными мостами, перекинутыми через водные потоки. Сегодня в городе насчитывается 342 городских моста, 218 из которых – пешеходные. Так как на всём своем протяжении Нева является судоходной рекой, 13 мостов являются разводными. Ночью створы мостов распахиваются и открывают дорогу судам. Разводные мосты Петербурга в пору Белых ночей – это чудо, на которое ежегодно едут смотреть люди со всех концов земли! Да и горожане не перестают любоваться! Но лишь оказавшись не на том берегу перед разведённым мостом, застигнутый врасплох, вдруг начинаешь осознавать, что такое река в городе! Самое время вспомнить о том, с чего всё начиналось!
Нева – всему начало
А началом всему и была Нева! Влюблённый с детства в водную стихию царь, увидев однажды Амстердам, был покорён этим городом на воде. Заложив на Неве свой город, он мечтал о передвижении по нему не на лошадях, а на кораблях. Стоит взглянуть на гравюры того времени, чтобы представить грандиозность петровских замыслов.
Корабли, кораблики, яхты день и ночь сновали по Неве, как по широкому проспекту сегодня несутся автомобили. Мечта Петра – всех горожан научить ходить под парусами и получать «царское» удовольствие от водной стихии! Ещё не отгремели сражения Северной войны, а в Санкт-Петербурге наряду с Адмиралтейством открывается Партикулярная верфь, на которой строили судёнышки для горожан. А русский царь в те немногие свободные от государственных и военных дел дни, лично обучал жителей города ходить под парусами.
На Неве устраивали все главные городские праздники, отмечали победы. Корабли украшали флагами и нещадно палили из пушек, так что дух захватывало от гордости за державу. А зимой на Неве ставили горы высотой выше всех городских зданий (до 25 метров!) и неслись с них раскрасневшиеся от мороза горожане с визгом и хохотом на невиданной ещё тогда во всём мире скорости!
«Мосты повисли над водами»
Городская легенда утверждает, что мостов при Петре через Неву не строили, потому что царь запретил! Может и так, но, скорей всего, ещё не умели. Слишком широка да глубока была Нева. Ширина её в черте города составляет 400-600 метров (800 м у стрелки Васильевского острова), а глубина в среднем 8-11 метров (и достигает даже 24 метрау Литейного моста). Никак не перекинешь мост над Невой одним пролётом. Так или иначе, но первый мост через Неву появился лишь после смерти Петра 1. В это время у власти была его супруга Екатерина 1, но фактически правил Россией светлейший князь Александр Данилович Меншиков. Вот он первый и навёл мост почти сразу после кончины друга, перекинув его с правого берега Невы на левый, как раз возле своего усадебного дворца на Васильевском острове. Всё же неудобно было перебираться через Неву «вплавь», а притворяться перед царём больше не надо было!
Этот первый петербургский так называемый наплавной мост состоял из деревянных барок-плашкоутов, пролёты между которыми были перекрыты деревянными брёвнами (прогонами). В дальнейшем именно такие мосты стали устанавливать на Неве. Они оставались актуальными даже тогда, когда со второй половины 19 века один за другим стали появляться чугунные громадины мостов. Но мосты ещё два столетия конкурировали с Невой.
Очарование Невы
Всё-таки Петру удалось привить горожанам любовь к воде, и до начала 20 столетия большой популярностью пользовались речные переправы. Нанимали лодку у перевозчиков, и переплывали через Неву к нужному месту. Позже, когда появились пароходы, они стали конкурировать и с мостами, и с перевозчиками. Скользили по Неве по водной глади не только по необходимости, но и удовольствия ради, наслаждаясь речной прогулкой. А Белыми ночами неповторимые звуки музыки разлетались над Невой. Это на «музыкальных» лодках сопровождали гуляющих по реке оркестры роговой музыки, впервые зародившиеся в России и ставшие необыкновенно популярными в 18 -19 веках в Петербурге.
Но мосты были не только переправой. Каждый мост стал ажурным украшением и изысканным дополнением к неповторимому облику петербургской красавицы. Ещё раньше её берега украсили дворцами и особняками, а затем нарядили в гранитное платье. Гранитные набережные Невы являются своеобразным пьедесталом, для расположенных по её берегам великолепных дворцов и особняков. Но так было не всегда.
Гранитный берег
Земли вдоль берегов Невы Пётр раздал знатным вельможам в дар и повелел строить на них богатые дворцы, чтобы ублажать взор каждого, кто плывёт по Неве. Нева «ласкала» чертоги, и берег размывался водой, что наносило строениям ущерб. Поэтому укреплять берег реки деревянными набережными начали уже в 20-х годах 18 века. Тогда же появилась первая каменная набережная вдоль Летнего сада, но просуществовав 3 года, стала разрушаться. Всерьез проблемой каменных набережных озадачились после постройки Зимнего императорского дворца на берегу Невы.
Гранитная оправа Невы создавалась постепенно. Началось её создание в екатерининскую эпоху и активно продолжалось до 20 столетия. Созданию набережной предшествовала огромная работа. Чистили дно реки, забивали огромное количество деревянных свай в несколько рядов. Пространство между сваями заполняли природным камнем и щебнем. Затем строили каменную стену. Такие стены вдавались вглубь реки на 4 и более метров. В итоге ширина Невы уменьшилась, и набережные словно стиснули реку.
Непокорённая Нева
Нева смирилась, но не покорилась. Характер у неё всегда был взрывной, и она время от времени обрушивалась на город сильнейшими наводнениями! Из года в год картина повторялась: Нева постоянно грозила городу в непогоду. За 300 лет в Петербурге отмечено 309 наводнений, когда вода в Неве поднималась выше нормального уровня более, чем на 1,5 м. На краю гибели город был в 1777, когда вода поднялась на 321 см, в 1824 при подъёме воды на 421 см и в 1924, превысив отметку в 380 см.
Мы продолжаем усмирять Неву. В 2011 году в Финском заливе был построен комплекс защитных сооружений от наводнений, который надеемся, убережёт город в 2024 от сильнейшего наводнения, регулярно повторяющегося раз в 100 лет. Но и любоваться Невой мы не перестаём. Стоит только отвлечься от повседневности, пройтись по набережной, спуститься к воде и почувствовать время!
А потому, рассказывая о городе, вспомнится ещё немало интересных событий, историй и увлекательных сюжетов, одной из героинь которых будет Нева – главный персонаж Петербурга.
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -
Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!