Найти тему
ИОТ-университет

Социально-психологическое благополучие студентов VS качество образования

Как в современном университете работают психологические службы и как построить политику социально-психологического благополучия студентов, чтобы оно влияло на качество университетского образования? Ответы на эти вопросы попытались сформулировать на Второй всероссийской ИОТ-конференции.

Ксения ЕРИЦЯН, соруководитель образовательной программы «Современный социальный анализ» НИУ ВШЭ:

«Студенты нуждаются в психологической поддержке.

Насколько распространены психологические службы в вузах:

— около 40% вузов, не имеющих психологических служб, планируют их открыть в ближайшее время;

— 33% психологических служб — это один сотрудник;

— в 11% вузов психологическая служба работает на аутсорсе;

— 73% психологических служб ведут несвойственную работу;

— в 77,5% вузов совмещают офлайн- и онлайн-формат работы;

— большинство психологических служб — 67,4% — могут предложить не более трех сеансов».

-2

Евгений ТЕРЕНТЬЕВ, директор Института образования НИУ ВШЭ:

«С психологическими сложностями чаще сталкиваются студенты с низшим уровнем достатка. Во время пандемии часть студентов не имела компьютеров, и очень этого стеснялись. Магистранты уже реже сталкиваются с этим. В большей степени с этим сталкиваются студенты бакалавриата и начальных курсов».

-3

Дмитрий ЗЕМЦОВ, проректор, член Ученого совета НИУ ВШЭ:

«Вопросы, на мой взгляд, не к психологической службе. Вопрос в целом к политике организации психологической службы в университете. Вот у нас тут нет ни одного ректора в аудитории, почему? Вопросы психологической службы относятся к вопросам качества образования, а это вопрос для ректора. Я бы вообще переходил к термину социально-психологическое благополучие студента. Вопрос надо ставить так: какие меры в университете должны лечь в основу политики социально-психологического благополучия студентов, чтобы оно влияло на качество университетского образования? Это, несомненно, количество сотрудников психологической службы, практики психологической помощи, но туда должны войти и способы саморегуляции, например. Мы же работаем коллективом — это уже про снижение конфликтности, недопущение драм, умение вести дискуссию. И этот вопрос выходит за рамки только работы психологической и социально-психологической служб, это и участие проректора по учебной работе, работа по превращению студенческих групп в коллективы. И надо начинать это делать в российских университетах».