Как в современном университете работают психологические службы и как построить политику социально-психологического благополучия студентов, чтобы оно влияло на качество университетского образования? Ответы на эти вопросы попытались сформулировать на Второй всероссийской ИОТ-конференции.
Ксения ЕРИЦЯН, соруководитель образовательной программы «Современный социальный анализ» НИУ ВШЭ:
«Студенты нуждаются в психологической поддержке.
Насколько распространены психологические службы в вузах:
— около 40% вузов, не имеющих психологических служб, планируют их открыть в ближайшее время;
— 33% психологических служб — это один сотрудник;
— в 11% вузов психологическая служба работает на аутсорсе;
— 73% психологических служб ведут несвойственную работу;
— в 77,5% вузов совмещают офлайн- и онлайн-формат работы;
— большинство психологических служб — 67,4% — могут предложить не более трех сеансов».
Евгений ТЕРЕНТЬЕВ, директор Института образования НИУ ВШЭ:
«С психологическими сложностями чаще сталкиваются студенты с низшим уровнем достатка. Во время пандемии часть студентов не имела компьютеров, и очень этого стеснялись. Магистранты уже реже сталкиваются с этим. В большей степени с этим сталкиваются студенты бакалавриата и начальных курсов».
Дмитрий ЗЕМЦОВ, проректор, член Ученого совета НИУ ВШЭ:
«Вопросы, на мой взгляд, не к психологической службе. Вопрос в целом к политике организации психологической службы в университете. Вот у нас тут нет ни одного ректора в аудитории, почему? Вопросы психологической службы относятся к вопросам качества образования, а это вопрос для ректора. Я бы вообще переходил к термину социально-психологическое благополучие студента. Вопрос надо ставить так: какие меры в университете должны лечь в основу политики социально-психологического благополучия студентов, чтобы оно влияло на качество университетского образования? Это, несомненно, количество сотрудников психологической службы, практики психологической помощи, но туда должны войти и способы саморегуляции, например. Мы же работаем коллективом — это уже про снижение конфликтности, недопущение драм, умение вести дискуссию. И этот вопрос выходит за рамки только работы психологической и социально-психологической служб, это и участие проректора по учебной работе, работа по превращению студенческих групп в коллективы. И надо начинать это делать в российских университетах».