Найти в Дзене

В чем сила фильмов Алексея Балабанова? Часть 1.

Оглавление

Автор Анна Макарова

Алексея Балабанова знают даже те, кто в принципе не привык обращать внимание на имена в титрах. Его фильмы продолжают смотреть и пересматривать, о них спорят, их запускают в повторный прокат. А многие молодые режиссеры даже спустя 20 лет продолжают подражать Балабанову - для таких фильмов даже появилось специальное понятие “балабановщина”.

Редко можно встретить режиссера авторского кино, которого любят и критики, и простые зрители. В чем же сила фильмов Балабанова? Давайте в этом разберемся.

Эпоха

Творческий путь Алексея Балабанова начался в самое сложное и неподходящее для этого время - в конце 80-х. С одной стороны, кино наконец стало свободным, и появилась возможность снимать о том, что действительно беспокоило. Но с другой стороны, в стране не было внятной системы кинопроката. К тому же отечественным режиссерам приходилось конкурировать с мировой классикой, которая наконец стала доступна: от «Унесенных ветром» до «Звездных войн».

Режиссеры хотели творческой реализации и стремились к смелым, ярким высказываниям. Зрителей же привлекали захватывающие приключения Индианы Джонса и брутальные поединки Рэмбо. В итоге кинематографисты работали на чистом энтузиазме: рассчитывать на прибыль особо не приходилось.

Кино Балабанова было не похоже на боевики со Шварцнеггером и фильмы Диснея, которые показывали в видеосалонах. О чем же он снимал?

Элементы времени

Балабанов умел «законсервировать» в своих фильмах время. Он всегда тонко чувствовал эпоху и мастерски создавал ее художественный образ на экране. Конечно, его взгляд субъективен, но он выхватывает из реальности самые яркие и выразительные приметы времени. Можно сказать, что сила фильмов Балабанова действительно в правде.

Знаменитый свитер Данилы Багрова, купленный в секонд-хенде, уличные афиши, ковер с «Тремя богатырями» на стене, фотографии за стеклом серванта… Кажется, что эти бытовые мелочи, которыми наполнены кадры Балабанова, ни на что не влияют. Но они знакомы каждому, кто жил в России 90-х, и помогают нам вернуться в прошлое.

Из таких деталей и соткана эпоха, и режиссер точно это знал, как и команда работающих с ним художников: Владимир Карташов, Павел Пархоменко, художница по костюмам и супруга Балабанова – Надежда Васильева.

Еще одна «машина времени», позволяющая зрителям переместиться в другую эпоху, - это музыка. Для Балабанова она имеет огромное значение. В юности режиссер играл в группе, а затем познакомился с музыкантами Свердловского рок-клуба. Так в его первой короткометражке «Раньше было другое время» появляется Вячеслав БутУсов, лидер и вокалист группы «НаутИлус ПомпИлиус». Их песни слушает на повторе Данила БагрОв. В первом «Брате» снова появляется в кадре и сам Бутусов, таинственный и недосягаемый объект восхищения главного героя. Он будто бы обладает каким-то скрытым сакральным знанием. Образ музыканта возникает и в других фильмах Балабанова, а в его последней работе «Я тоже хочу» одну из ролей исполняет Олег ГаркУша, фронтмен другой культовой группы своего времени – «Аукцыон».

Балабанов, стремящийся к максимальной естественности и правде в кадре, был нетерпим к фальши и пошлости в музыке. Для него и его героев она бывает хорошей и плохой, «правильной» и «неправильной». Она характеризует людей, эффектно дополняет сцену, становится ярким контрапУнктом. Весь «Брат 2» строится на культовых песнях русских рокеров. А Юрий ЛозА до сих пор не может простить режиссеру, что он использовал его песню «Плот» в «Грузе-200», где она стала настоящим символом всех ужасов позднего умирающего СССР.

Что посмотреть из отечественного кино, кроме Балабанова? Что еще снимают в России, кроме “Елок”? И существуют ли хорошие российские сериалы? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашем курсе-саммари «Как разбираться в жанрах кино». Всего 300 рублей, и вы получите системные и проверенные знания о процессе создания киношедевров.