Чем больше осваиваю я полёты на Як-52 на пилотаж, тем больше возникает у меня желания полетать на Яке с инструктором, много вопросов накопилось у меня, которые хотелось бы задать лётчику, имеющему большой опыт полётов на Як-52. Как бы хорошо и правильно не были написаны Инструкция лётчику Як-52 и другие полезные «книжки», это не заменяло живого общения с опытным лётчиком Як-52. Ещё недавно совсем рядом, в запорожском училище ДОСААФ таких лётчиков было много, но с развалом Союза, закрытием училища всё «кануло в бездну». И самолёты почти все распроданы, и лётчики «разбежались».
После того, как я, вроде, освоил не самые сложные фигуры пилотажа на Як-52, хотелось мне освоить и более сложные и интересные фигуры. Ну, а тут без инструктора никак было нельзя. Многие нюансы пилотирования трудно передать на бумаге, надо их почувствовать на «железе».
Был в Запорожье один уникальный лётчик Прозоров Евгений Викторович. Конечно, возраст у него уже был приличным, за шестьдесят, но он продолжал летать, и я видел однажды его выступление на Як-55 на «воздушном празднике» на аэродроме Широкое под Запорожьем. Это был захватывающий полёт мастера. В прошлом он был тренером в пилотажной сборной СССР и Украинской ССР, был неоднократным чемпионом Украины, летал на всех самолётах бывшего ДОСААФ. Был он человеком занятым, работал в конструкторском бюро авиамоторостроительного завода в Запорожье. Иногда его приглашали показать своё лётное мастерство на редких «воздушных праздниках».
Володя Дмитрийчук его хорошо знал, и я давно просил Володю пригласить Прозорова к нам на полёты. И вот Прозоров собирается к приехать к нам на аэродром. Я рассчитывал, что он покажет мне штопор и такие, не очень мне понятные фигуры, как поворот на горке и на вертикали. Когда я читал описание выполнения этих фигур, то буквально в ступор меня вводили слова, что при выполнении поворота на горке необходимо в верхней точке фигуры на минимальной скорости «… дать полностью ногу»! Это было выше моего понимания. Как можно давать ногу на малой скорости?! С самого начала изучения аэродинамики, теории полёта у меня было вбито в мозг, что дача ноги на малой скорости ведёт к скольжению, к срыву потока и сваливанию в штопор!
И вот, на очередные наши полёты приехал Прозоров. Предложили мы ему для начала слетать самому на Як-52, размяться, нам пилотаж показать.
Наблюдаем за полётом Прозорова. Набрал он метров 800 и начал выполнять пилотаж. Был это действительно показательный пилотаж, все фигуры в этом полёте выполнялись слитно, единым каскадом. Ячок вертелся, как угорелый. То вознесётся ввысь, то падает вниз. Некоторые фигуры были для меня в диковину. Это был непрерывный каскад вертикальных фигур, чередующихся друг за другом. Перевороты, петли, полупетли сменялись лихими боевыми разворотами. С удовольствием и внимательно я наблюдал за «теми самыми» поворотами на горке и особенно вертикали. Это, когда самолёт летит вертикально вверх и там, почти замирая на месте, поворачивается через крыло на 180 градусов и пикирует обратно вниз. Особенно удивляла непонятная мне фигура, когда самолёт набирает вертикально высоту до минимальной скорости, а потом словно нехотя переваливается вперёд через нос и также вертикально несётся отвесно вниз. Объяснили мне, что эту фигуру называют «сапог».
Весь этот показательный полёт был слитным, чётким, в едином, так сказать, порыве. Не было никаких лишних элементов. Одним словом – это был полёт Мастера. Весь полёт мы наблюдали, затаив, можно сказать, дыхание. Здесь было, чему удивляться.
После посадки обступили мы Евгения Викторовича, обсуждаем только что увиденный мастерский полёт. Видно, что Прозоров сам доволен полётом, его можно понять, - летает редко, а желание летать у отличного лётчика никуда не девается, только становится острее.
Прошу Прозорова слетать со мной на штопор и показать мне повороты на горке и вертикали. Садимся в Як-52, я в переднюю кабину, он в заднюю, инструкторскую.
Набрали 1200 метров, будет Прозоров показывать мне выполнение штопора. Начинаем с ввода, - задран нос, полностью убран РУД, скорость теряется до 110 км/час. Потом ложится нос на горизонт, уходит резко и полностью левая педаль, энергично берётся на себя ручка. Я мягко держусь за ручку, чтобы чувствовать все движения. Як также энергично заваливается через «левое плечо» и начинает штопорить, то ускоряя, то замедляя вращение, то задирая, то опуская нос. Падаем мы вниз к нашему зелёному лётному полю.
Ячок ввинчивается самым натуральным штопором вниз в воздушное пространство. Вишу на ремнях, Ячок всё энергичнее вращается, делаем второй виток. Тут чувствую резкую дачу правой ноги и энергичный уход ручки управления от себя. Самолёт клюёт носом вниз, задирает хвост, прекращается вращение, педали и ручка становятся в нейтральное положение. Ячок начинает пикировать отвесно вниз. Ручка пошла на себя, растёт скорость, перегрузка. Выходим в горизонт. Выполнили мы два витка штопора и потеряли где-то 500 метров.
Набираем снова 1200 метров, теперь штопор буду выполнять я. Осматриваюсь, уточняю место в зоне. Полностью убираю обороты, задираю нос, теряю скорость, как положено, до 110 км/час и ложу нос на горизонт. Теперь ввод в штопор, – левая педаль резко до упора, Як начинает заваливаться влево, ручку полностью беру энергично на себя. Самолёт резко уходит влево вниз и начинает энергично вращаться, - начинаем штопорить. Падаем мы на вращающееся зелёное лётное поле. Делаем виток, начинаю выводить – давлю правую педаль и энергично ручку от себя. Ячок прекращает вращаться, нос смотрит вертикально вниз. Рули ставлю нейтрально, Як летит отвесно вниз, начинаю выводить из пикирования. Высоты потеряно примерно 300 метров. Так, со штопором на Як-52 я ознакомлен. Ведёт себя на штопоре Як предсказуемо, как, впрочем, и везде.
Скорость после вывода в горизонт около 300. Прозоров берёт управление, будет показывать мне поворот на горке. Я снова мягко держусь за ручку, чтобы прочувствовать движения, усилия. Прозоров на максимальных оборотах переводит Як в горку с углом под 70 градусов. Энергично набирается высота, быстро падает скорость. На скорости 160 плавно уходит полностью левая педаль, самолёт начинает разворачиваться влево, продолжая по инерции набирать высоту. Скорость по-прежнему падает.
Удивительно, на малой скорости дана полностью педаль, это же сильное скольжение! Но самолёт спокойно и плавно разворачивается, как ни в чём не бывало, словно санки на скользкой горке. Ручка управления уходит вправо и от себя, - это, чтобы самолёт не завалился на спину. Я представляю, что мы сейчас летим практически боком, разворачиваясь «хвостом вверх». Ячок уже развернулся носом вниз, РУД убран на малый газ, и мы несёмся «с горы» вниз к зелёному лётному полю с тем же углом в 70 градусов. Растёт скорость, давит перегрузка, - самолёт выходит из пикирования. Вот мы уже в горизонте, скорость за 300. Поворот на горке выполнен, я удивлён такой «спокойной» реакцией самолёта на дачу ноги на малой скорости, для меня это ново, очередной раз Як-52 меня по-хорошему удивляет.
Я беру управление, буду повторять поворот на горке. Скорость 300, обороты полные, тяну ручку на себя, хорошо ощущается перегрузка. Создаю угол 70 градусов, фиксирую его. Растёт высота, падает скорость. На скорости 160 при угле набора 70 градусов даю полностью левую ногу. Самолёт начинает поворачивать нос влево, ручку немного от себя и вправо, чтобы не заваливаться на спину, чтобы «скользить» в плоскости горки. Скорость продолжает падать. Як уже развернулся хвостом вверх, нос смотрит на землю. Отпускаю педаль, уточняю отсутствие крена. Ячок уже несётся с горки вниз, выдерживаю угол 70, но уже на снижении. Скорость быстро растёт, на 190 начинаю выводить из пикирования. Давит перегрузка. Стараюсь выйти в горизонт на скорости 300…
- на фото: - лётчик-инструктор Прозоров Евгений Викторович.
- фото автора.
14.03.2023 – Севастополь.