Найти тему
Строки на веере

Ближнее море#35. Диагноз. Дюков-Самарский.

Диагноз

Как это часто у меня случается, работы было — боль­ше некуда. Просто завал. Писала очередной роман, в перерывах редактировала какие-­то рассказы или под­бирала стихи для поэтического конкурса в Инете. Все шло хорошо, вечером я даже впервые за три дня долж­на была выбраться на улицу. Звали в гости две незнако­мые психологини — срочно халтурку хотели подбро­сить. А я только рада. У самой времени, правда, совсем нет, но ведь полно безработных друзей. А тем лентяй­кам все равно, кто за них книгу напишет. Главное — понять, чего заказчицы хотят, пожелания их до испол­нителя донести и в конце готовый текст глазами про­бежать — на всякий случай. Халтура — дело хорошее, есть только одно небольшое «но»: если по самым объек­тивным причинам единожды откажешься от работы, то тебя автоматически сразу же исключают из потенци­ального списка. И лови потом ветра в поле.

Я закончила главу как раз за час до выхода. Оделась, подкрасилась. Вышла на улицу. И тут, странное дело, вдруг такая слабость невесть откуда навалилась. На плечах тя­жесть, ноги словно в болоте увязают. В общем еле ползу. Две остановки до метро, которые я обычно пролетаю, тут растянулись чуть ли не до бесконечности. Такое ощуще­ние, что целый день иду, а заветную станцию метро точно кто-­то специально все дальше и дальше отодвигает.

И тут меня осенило. Неспроста такая слабость, ох неспроста. Это же я три дня просидела на одном кофе. Да и тот мама приносила прямо в комнату, видя, что я объективно оторваться от компа не могу. Так что не боль­ная я, а просто голодная очень.

Дошла до метро, купила в ларьке блин с красной ик­рой, съела — и порядок. Нормально к заказчицам съез­дила, получила работу.

Одно только меня в этой истории настораживает: что, если в следующий раз я таким макаром не три дня, а месяц просижу? Вот когда задумаешься о вреде одиночества.

Дюков-Самарский

В моем ЖЖ от 26 сентября 2010 года записано: «Вче­ра Юра Баладжаров сообщил, что не стало поэта и акте­ра Владимира Дюкова-­Самарского».

Владимир Иванович Дюков­-Самарский родился 5 мар­та 1946 года в деревне Владимировке Хворостянского района Куйбышевской (ныне Самарской) области.

Учился на актерском факультете школы­-студии МХАТ в Москве. 37 лет служил на сцене театра им. В.Ф. Ко­миссаржевской. Множество ролей в театре и кино.

Самая значительная роль — «легендарного» питерс­кого бандита Леньки Пантелеева в фильме «Рождён­ная революцией» (киностудия им. А.П. Довженко, 1974 год, режиссёр Григорий Кохан).

-2

В 1977 году за исполнение роли Леньки Пантелеева награждён государственным знаком отличия «Отлич­ник Советской милиции». Говорили, что и по другую сторону закона его отличали от прочей актерской бра­тии — парадокс.

Дюков­-Самарский писал стихи, которые сам же бле­стяще исполнял. Как­-то выступал и в моей литератур­ной гостиной на радиостанции «Открытый город». И еще он дарил прекрасные цветы. Розы от Дюкова сто­яли неделями, не опуская прелестных головок.

Будучи обладателем громового голоса и харизмы, он мог вдруг громогласно поприветствовать тебя в метро, возносясь на идущем в противоположную сторону эс­калаторе или, придав голосу бархатность, задушевно убеждать не портить отношения с руководством Союза писателей, а вместо этого сделать внеочередную пере­ дачу с ним, любимым.

Мы не дружили. Я вообще плохо и неохотно схо­жусь с людьми. Зато ни разу и не поссорились.

«Я горжусь своей родословной, — говорил Дюков­-Самарский во время записи передачи. — Я ведь... — он делает выразительную паузу, — из бурлаков!»

* * *

— Юра! Ты, — Дюков­-Самарский приблизил к Ба­ладжарову лицо так, словно хотел его понюхать, — ты не красишь волосы? Почему? Ты ведь публичный че­ловек! Ты обязан. Вот, уже и седина заметна…

— Ну, так уж получилось, — Юрий недовольно воззрил­ся на Дюкова. «Ему­-то какое дело? Подумаешь, седина…».

— Я вот всегда их крашу, даже когда настроения нет, даже когда с деньгами хреново, все равно как-­то выкру­чиваюсь. А что поделаешь? Мы ведь не можем себе по­зволить выглядеть старыми или измотанными жизнью. Денег не было — у артистки знакомой вот занял краску. Сегодня встал пораньше и… — Дюков сорвал с головы шапку, и Юра остолбенел: обычно темно-­каштановая шевелюра актера сегодня отливала фиолетовым оттен­ком спелого баклажана.

* * *

Юра Баладжаров читает тихо, словно ведет довери­тельную беседу с залом. Поэтому, должно быть, на его творческих вечерах так много пожилых женщин. Им импонируют спокойная манера поэта, задушевные раз­говоры о любви…

Однажды Юра пригласил Владимира Дюкова­-Самар­ского почитать на его вечере. Профессиональный актер был рад встряхнуться перед публикой, так почему бы и нет?

Владимир Дюков-Самарский
Владимир Дюков-Самарский

Баладжаров заранее написал сценарий вечера, решив начать чтение с самого нежного своего стихотворения

— из тех, что обычно так нравятся сидящим на первых рядах бабушкам. Но на этот раз все получилось весьма неожиданно.

Дюков вылетел на сцену, точно коршун. Расправив огромные ручищи, весь в черном, он обрушил на зал свой зычный голос, сотрясая стены.

Старушки в первом ряду от ужаса аж задрали ноги, крепко зажмурив глаза и вцепившись в свои сумочки.

Целый час Дюков летал по сцене, выкрикивая слова любви, точно клеймя и бичуя неистребимых и отчего­-то не жаждущих вступать с ним в более близкие отно­шения врагов.

Когда вечер закончился, дамы умоляли поэта: Юрий Васильевич, Бога ради, больше никогда не давайте Дю­кову читать свои стихи! Мы его боимся.

* * *

Дюков вообще был странным человеком. Он мог, на­пример, произносить «не буду я читать твое письмо» и разворачивать при этом газету, так что складывалось впечатление, будто бы интимное послание являлось ча­стью передовицы, или говорить о винограде, глядя на лежащее на столе яблоко…

При этом, скорее всего, сам Дюков как раз представ­лял письмо или спелую гроздь. Но неужели он считал, что в подобный гипнотический транс вместе с ним по­грузятся и зрители?

* * *

Однажды, встретив меня возле Александринского театра, Дюков решил сделать комплимент, заметив, что я отлично подобрала курточку, туфельки и брючки, все в тон. Бедняга, получая скудное жалование в театре, а за­тем еще более жалкую пенсию, он, наверное, забыл, а мо­жет, и не ведал, что есть такое понятие, как ансамбль. И был смущен, когда я сообщила, что моей заслуги в этом нет, поскольку все продавалось в комплекте.

* * *

Как-­то Баладжаров пригласил Дюкова-­Самарского на свое чтение в Межрегиональном Союзе писателей. Вечер проходил очень мило. Пели певцы, играла музы­ка. В конце выступления, когда Юра прочитал заклю­чительное стихотворение и попросил задавать вопро­сы, со своего места вдруг поднялся Дюков-­Самарский. Как обычно, встав на сцене в своей шокирующей мане­ре Маяковского на митинге, Владимир поведал, что се­годня день рождения его любимого поэта Тютчева, одно из стихотворений которого он, Дюков, и хотел бы про­читать по этому поводу.

После чего начал читать, быстро входя в раж и гро­мыхая на весь зал. За первым стихотворением после­довало второе, и — «Бог троицу любит» — третье. Все вместе заняло целых десять минут — время, отводимое под вопросы зала.

Выполнив запланированный минимум и очень до­вольный собой, Дюков­-Самарский сошел со сцены. Ог­лушенные, сбитые с толку слушатели больше не зада­вали никаких вопросов, как-­то сразу заторопившись в курилку.

Что хотел сказать этой своей странной выходкой Дю­ков­-Самарский, осталось тайной. Вряд ли он собирался насолить Юре, у них всегда были дружеские отношения.

Скорее всего, Владимир относился к чтению стихов в Со­юзе писателей как к своим профессиональным обязанно­стям, оттого и подгадал с датой. Так уж было принято в советском обществе: есть дата — читай к дате. А уж ко вре­мени это или нет — о таких мелочах он не задумывался.

* * *

У Дюкова­-Самарского был рак в последней стадии, и он не тешил себя надеждой на выздоровление. Но при этом он точно знал, что переживет невероятно жаркое лето 2010 года. Ждал открытия сезона в театре Комис­саржевской, в своем любимом и единственном на всю жизнь театре.

Сезон открылся, и он умер.

Это был фрагмент из книги "Ближнее море". Полностью книгу можно скачать на сайте АвторТудей: https://author.today/work/169183