Найти тему
Valentina I.

Гелий Коржев. Картина «Влюбленные»

Оглавление
Фрагмент картины Гелия Коржева "Влюбленные" 1959г.
Фрагмент картины Гелия Коржева "Влюбленные" 1959г.

Возникновение идеи

Прежде чем говорить об этой явно этапной, а не проходной работе, надо взглянуть на предыдущие, но уже не учебные картины художника 50-х гг.

 Фрагменты картин «Семья» 1951,   «В дни войны» 1953,     «Соседка» 1954.
Фрагменты картин «Семья» 1951, «В дни войны» 1953, «Соседка» 1954.

В 1955 году Коржев делает набросок молодой пары, приехавшей на мотоцикле отдыхать на морской пляж или берег реки. В 1956 году выходит итальянский фильм «Влюбленные». Коржев понимает, что он неоригинален в своем наброске:

Набросок 1955г.
Набросок 1955г.

Хотя не исключено изначально личное наблюдение. Подобный сюжет, оказывается, многим приходит на ум - парочка и мотоцикл. Итальянский фильм 1956 года в традициях неореализма, актеры молоды, красивы, талантливы. Но Коржеву явно не хочется отпускать сюжет. Тем более, он нашел его до просмотра фильма. И тогда он действует «от противного», превращает розовый неореализм в нечто противоположное. Действующие лица его мизансцены будут немолоды, некрасивы, неизвестно насколько талантливы. В том же 1956 году он делает карандашный набросок женщины, лежащей, извините, задом к зрителю, в темной юбке. Эта женщина уже постарше. И этюд головы. Сюжет уточняется. Пусть у итальянок точеные фигурки, а у нас вот так, мы другие.

Этюд мужской головы с натуры 1956.   Лежащая в темной юбке 1956.
Этюд мужской головы с натуры 1956. Лежащая в темной юбке 1956.

Через год он делает небрежный эскиз картины маслом, немолодая пара на берегу, сзади мотоцикл.

Эскиз 1957г ,                                                              Лежащая 1958г
Эскиз 1957г , Лежащая 1958г

Последний же вариант картины написан в 1959 году, холст, масло:

Окончательный вариант картины "Влюбленные" 1959г.
Окончательный вариант картины "Влюбленные" 1959г.

Именно здесь находит свою любимую гамму кирпично-красного с оливково-зеленым и собственную моделировку всего - морщинистую предметность и телесность. Главное, персонажи это личности не без истории, мужчина явно воевал, у него и у дамы могут быть семьи. А это уже пикантно. В отличие от молодежных игр это психологически наполнено. Но также вероятно, что совершенно случайно встретились через 15 лет командир и медсестра, которая вытащила раненого командира из боя и они захотели уединиться.

Немного о фильме

Однако стоит остановиться на фильме. Гелий Коржев сам признает, что этот фильм вдохновил его на создание картины, одноименной фильму. Итальянский сюжет как в обычном неореализме повествует о рабочем квартале, где молодые люди ухаживают за девушками, ссорятся, мирятся, ходят на танцы.

Кадры из фильма. Скрин мой
Кадры из фильма. Скрин мой

Жители квартала люди небогатые, но стоит посмотреть, как элегантно выглядят не только девушки, но и эти небогатые парни. Парочка влюбленных сбегает от всех знакомых на пляж и сцена на пляже аналогична композиции картины.

Кадры из фильма. Скрин мой.
Кадры из фильма. Скрин мой.

Но кульминация фильма не в примирении влюбленных, а в зажигательных Буги-Вуги. Представляю, как советские люди реагировали на подобное после недавнего 20 съезда. Вдохновился не только Коржев.

Кадры из фильма.
Кадры из фильма.
Кадры из фильма «Влюбленные» 1956г. Италия.
Кадры из фильма «Влюбленные» 1956г. Италия.

Разность эмоциональной тональности поколений

Суровый стиль, к которому относится Коржев, 1925 года рождения, развивался одновременно с неореализмом. Советские художники сурового стиля имеют годы рождения от 1923 до 1930гг. По западной классификации это поколение можно отнести к Молчаливому поколению 1928-1942 и в то же время они захватили хвост Великого поколения 1901-1927гг. По российской же классификации они относятся к трем поколениям по годам рождения:

1. «Навеки восемнадцатилетние» 1923-1925 Отступление и перелом в Великой Отечественной войне

2. «Поколение победителей» 1926-1927 Победа над Германией и Японией

3.«Шестидесятники» 1928-1934 Победа над Германией, борьба с космополитизмом, смерть Сталина и «оттепель»

Как известно, течение неореализма возникло в Италии в 1947 году, а в начале 50-х годов уже стало сходить на нет. По той причине, что снизились экономические факторы нищеты, на которых вырос неореализм, движение стало неактуально для запада. Территория Италии не страдала от военных действий. Но для пострадавшего больше всех СССР весомая память потерь все еще актуальна и к концу 50-х и впоследствии. Поскольку наш быт еще долго связан с разрушениями и потерями 40-х, суровость советского стиля неизбежно определена военным прошлым. Суровый стиль и стал порождением послевоенного времени. Художники сурового стиля застали войну в возрасте примерно 10-17 лет, поэтому их бытовые сюжеты чаще осуждают мещанство, чем наслаждаются безоблачной жизнью, от них неотделима рабочая героика, связанная с преодолением препятствий. Люди же, пережившие войну в более младшем возрасте, 3-5 лет, почти не заставшие культа личности, пишут рабочие будни менее сурово, для них характерно лирическое, медитативное ощущение деятельности человека, но здесь я не о них. Я о том, что теория поколений действительно исторически ограничивает или, лучше сказать, маркирует художественный идеал творческих людей. Речь идет не о разности базовых ценностей, а только об эмоциональном фоне. Согласитесь, у тех, кто по школьному радио услышал о том, что Гагарин полетел, эмоции тоже улетают в космос на всю оставшуюся жизнь.

Мое мнение не противоречит тому, что пишут специалисты. Связь живописи с кинематографом неореализма уже давно известна, связь ментального вектора поколений с изобразительным искусством мной рассмотрена поверхностно, но она есть. Никто не отрицает традиции и преемственности, но «гомогенизировать» содержание творческих результатов поколений было бы неконструктивно для поиска исторических истин.

Автор картины утверждал, что это итальянское кино подарило ему вдохновение для картины. Кроме того, оно пробудило новое ощущение сурового стиля, примененного к жанровой сцене. Но я глубоко сомневаюсь в утверждении Коржева, что суровый стиль начали Дейнека и Петров-Водкин. Они принадлежат к другим поколениям. Когда утеряно высокое небо Дейнеки и сферичность пространства Петрова-Водкина, это совсем другое состояние души, менее эпичное. А у младшего поколения больше романтики. Кадрирование Коржева ближе к телевизионному переднему плану, на котором виднее, ближе маленький человек. А, как заметил Е. Евтушенко, «Нет маленьких страданий, нет маленьких людей — вот чему научил нас заново итальянский неореализм».

А это уже сомнение в формулировке «Незаменимых нет».

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Некоторые картины с сайта "Фонд Коржева", некоторые из других открытых источников.

Предыдущая статья о Коржеве https://dzen.ru/media/id/5baf64fbf4620d00a9a0399e/kartina-geliia-korjeva-lishennye-raia-63e64a58ba22162cfd5005b5