Найти тему
Valentina I.

Картина Гелия Коржева «Лишенные рая»

Лишенные рая, 1998 год.
Лишенные рая, 1998 год.

Посткоммунистический постапокалипсис

Художник Гелий Коржев был профессором Строгановки и очень переживал крушение СССР. Крушение Союза для него почти совпало со смертью родителей накануне перестройки, потому не очень понятно, что именно сокрушило идейный стиль художника из этих двух несчастий. И скорее всего он был коммунистом, хотя это теперь нигде не пишут. (Если не был, мои извинения). Во всяком случае он понял, что есть более существенные для человека переживания, кроме ожидания советского рая. В советское время он писал советские картины.

Фрагменты картин ""Гомер", "Поднимающий знамя", "Интернационал", микс мой.
Фрагменты картин ""Гомер", "Поднимающий знамя", "Интернационал", микс мой.

С середины 80-х с начала перестройки он стал писать страшные изображения мутантов. Увидев жутких карликов Коржева я его картины больше никогда не смотрела. А недавно увидела совершенно случайно в сети картину "Лишенные рая"

Эти два человека могут быть первыми, могут быть и последними, сейчас я это докажу. Мое мнение, что они последние. Пользователи сети называют их Адамом и Евой. Что ж, может их и так звали.

Библейский «Рай» пишется обычно с заглавной буквы. Но в названии картины рай с маленькой. Это уже намек на то, что рай может и не библейский, а просто была беззаботная жизнь. Эти двое были лишены рая неизвестно когда, до времен или после, так что время действия в картине универсально. Если бы они только что покинули рай, то конечно, они бы были физически совершенными, красивыми и молодыми. Но для райских существ они весьма потрепаны и староваты.

Отзывы и комментарии к этой картине в социальных сетях крайне неоднозначны, кто-то не принимает картину совсем, кто-то восхищается мужеством мужчины и доверием женщины, некоторые отмечают глубокий трагизм эмоций, вызываемых картиной.

Многие сетуют на неестественную позу женщины. Если считать, что женщина просто устала, то поза неестественна, поскольку уставшего человека, взяв на руки, наиболее удобно подхватить под колени. Но для состояния истерики поза естественна. Женщина не просто устала, она в отчаянии. Она скорчилась, судорожно прижимает колени к груди, она не "доверчиво положила голову", она обреченно уткнулась в шею мужчины как ребенок и шепчет "мы никогда никуда не придем, мы все равно умрем". Мужчина ведет себя как мужчина, он говорит "все будет хорошо", хотя мы видим, что ему на сильно-то комфортно. Кажется, у Достоевского "Россия, это заснеженная степь и в этой степи голый человек". Но здесь их двое и это уже хорошо. "Ибо если упадут, поднимут друг друга... Но горе тому, кто упадет, и не будет никого, кто помог бы ему подняться!"

Очевидно, что художник создал универсальный образ Адама и Евы, которые всегда где-то идут, преодолевая трудности.

Некоторых поражает косынка на голове женщины, у зрителей возникает вопрос, где они взяли ткань, если «только что из рая». С точки зрения живописного канона, Ева прародительница также и Богородицы, так что здесь вполне уместен канон полоски белой ткани на голове, которая означает, что Мария защитница всех людей, после того как Ева начало всех людей. Но и без этого объяснения анахронизмы в живописи обычное явление, не натурализм в конце концов. С точки же зрения здравого смысла, косынка и кусок ткани, поддерживающий тело женщины, как в люльке, показывают, что цивилизация была. А с такой точки зрения эти двое последние люди на Земле. Беру это в кавычки, потому что это мнение уже написано мной три дня назад в другой сети.

Кто-то считает пейзаж песчаной пустыней с палящим зноем, кто-то ледяной пустыней с пронизывающим холодом. Очевидно, так и задумано, без сомнения, персонажи в крайне дискомфортном окружении погодных условий. И напомнила мне эта пустыня концовку «Града обреченного» и мой комментарий к посту Литературного диалога:

«Это два наших человека с остервенелым упрямством как два Павки Корчагина идут сквозь песчаную пургу не зная куда, но вперед. Причем перёд у них то, куда они повернуты лицом, а зад это то, что осталось позади. Нет уже института наставничества и нет цели. Но остался характер - дойти хоть до чего-нибудь. Пусть сдохнуть, но не остановиться.» https://dzen.ru/a/Y38fI53HGF9mqUcC

Когда люди в трудной ситуации, которым запросто можно сказать: «вас лишили Райского сада и вы сами в этом виноваты». Чаще виновата женщина.

Мы не знаем точно, Познание сделало человека или человек сделан для Познания. Часть человечества обвиняет Еву, что она якобы обрекла людей на Ад. «О люди, все похожи мы на прародительницу Еву…» Однако стоит помнить, что Познания нет в списке грехов, что это высшая способность человека. Уберите интеллект у человека, останется животное. Зачатки чувства справедливости и у животных есть, а с интеллектом напряженка. Смешивать Ад и Апокалипсис не стоит, Ад это все-таки мучительное, но продолжение жизни души. Апокалипсис - это полное уничтожение жизни на Земле.

На картине Коржева, как бы пользователи сети себя и меня не убеждали, что «эта пара дойдет, у них будет очаг и дети», я вижу здесь только Апокалипсис. Вся Земля у него выжженная или замерзшая пустыня и нет никого кроме этой пары первых или последних людей. У горизонта такое небо, будто там был атомный взрыв. Очень страшная визуализация конца трагедии, я думаю, что мужчине тоже страшно. И уже нет сомнения, что на картине ядерная зима.

Каждый художник, если он пишет не компиляцию, он пишет образы из своего подсознания. И очень правильно назвал свою выставку Коржев «Библия глазами соцреалиста». Никуда он не ушел от коммунистического мировоззрения. От представления того, «что коммунизм это рай» Коржев не ушел потому, что детство его было беззаботным с помощью отца, номенклатурного архитектора, сделавшего Москву садом, создателем советского ландшафтного дизайна, стоит ли объяснять, что высшая номенклатура жила при коммунизме. Драматичность сурового стиля, не исключает конечно, что он имел свои, по его мнению, более правильные представлению о коммунизме. С уходом отца рухнул атеизм Коржева, но Вера не пришла к нему.

Картина "Осень прародителей", в которой прототипы это родители художника.
Картина "Осень прародителей", в которой прототипы это родители художника.

Кроме идиллических портретов мамы с папой в этой Осени, все остальные картины библейского цикла Коржева апокалиптичны.

Тогда какой же это «Библейский» цикл… Разворот на 180 градусов логичен для фанатиков. Всему обществу совсем не обязательно туда разворачиваться.

Картины из открытых источников. Общественно-экономический строй был социализм. А идеология была коммунизм. Так что, когда я использую то или иное понятие, я использую по смыслу контекста.