Найти в Дзене

Как в Библии применялся «временной способ» сохранения истории

Оглавление

Начало публикации можно прочитать в статье: "Временной способ сохранения истории".

Посмотрим, как «временной способ» использовался при написании Библии. В ней, для каждого участника событий, указан один временной интервал, разбитый на два отрезка. Сначала указывается первый временной отрезок – сколько лет прожил некий человек до рождения его наследника. Затем второй временной отрезок – число прожитых лет этим человеком после рождения наследника. И как итог – указывается единый временной интервал – общая продолжительность жизни этого человека.

5:1  Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,

5:2  мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.

5:3  Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

5:4  Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

5:5  Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.

5:6  Сиф жил сто пять лет и родил Еноса.

5:7  По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей.

5:8  Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.

При этом, для Адама было сделано некоторое исключение. Его временной интервал состоит не из двух, а из трёх отрезков:времени жизни в Раю, до вкушения Запретного плода, так называемого «безгрешного периода» его жизни;

времени, прошедшего после изгнания Адама и Евы из Рая и до рождения Сифа;

затем, сколько прошло лет после рождения Сифа и до смерти Адама.

В конце указан общий временной интервал жизни Адама, от рождения и до смерти.Что интересно, в Библии отражены семь поколений от Адама, у которых первые сто лет жизни считались “безгрешными”. Это отражено в разнице изложения Библии на церковнославянском и синодальном (современном русском) языках. Исключение сделано только для представителя шестого поколения – Иареда. Видно число шесть не может ассоциироваться с безгрешностью. Ведь не зря три шестёрки считаются числом зверя.

Написание текста в различных вариантах Библии: вверху приведён текст на русском языке (синодальный перевод), ниже показан текст на церковнославянском языке.

Первое поколение

5:3  Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

Поживе́ же Ада́мъ лѣ́тъ двѣ́стѣ три́десять и роди́ сы́на по ви́ду сво­ему́ и по о́бразу сво­ему́, и нарече́ и́мя ему́ Си́ѳъ.

Второе поколение от Адама

5:6  Сиф жил сто пять лет и родил Еноса.

Поживе́ же Си́ѳъ лѣ́тъ двѣ́стѣ пя́ть и роди́ Ено́са.

Третье поколение от Адама

5:9  Енос жил девяносто лет и родил Каинана.

И поживе́ Ено́съ лѣ́тъ сто́ де́вятьдесятъ и роди́ Каина́на.

Четвертое поколение от Адама

5:12  Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила.

И поживе́ Каина́нъ лѣ́тъ сто́ се́дмьдесятъ и роди́ Малелеи́ла.

Пятое поколение от Адама

5:15  Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда.

И поживе́ Малелеи́лъ лѣ́тъ сто́ шестьдеся́тъ пя́ть и роди́ Иа́реда.

Шестое поколение от Адама

5:18  Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.

И поживе́ Иа́редъ лѣ́тъ сто́ шестьдеся́тъ два́ и роди́ Ено́ха.

Седьмое поколение от Адама

5:21  Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.

И поживе́ Ено́хъ лѣ́тъ сто́ шестьдеся́тъ пя́ть и роди́ Маѳуса́ла.

Восьмое поколение от Адама

5:25  Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.

И поживе́ Маѳуса́лъ лѣ́тъ сто́ о́смьдесятъ се́дмь и роди́ Ламéха.

Девятое поколение от Адама

5:28  Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына,

И поживе́ Ламéхъ лѣ́тъ сто́ о́смьдесятъ о́смь и роди́ сы́на

5:29  и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь [Бог].

и нарече́ и́мя ему́ Но́е, глаго́ля: се́й упоко́итъ на́съ от­ дѣ́лъ на́шихъ и от­ печа́ли ру́къ на́шихъ, и от­ земли́, ю́же прокля́ Госпо́дь Бо́гъ.

В византийских источниках, упомянутых в «Повести временных лет», в частности во «Временнике монаха Георгия» или «Хронике Георгия Амартола», применяется тот же самый временной способ:

«Достигнув 500 лет, Ной родил Сима, <и> Хама, <и> Иафета, а через 100 лет после рождения своих трех сыновей, в возрасте 600 лет, взошел в ковчег, и наступил потоп на земле. А на 601 году своей жизни он вышел из ковчега и после потопа прожил 350 лет и умер, всего прожив 950 лет.»

В русской летописи, также как и в Библии, использован «временной способ». Правда немного изменённый, учитывающий свои особенности. В русском варианте указаны только временные интервалы правления князей, без указания времени рождения. Это несколько усложняет работу. Но такая уж специфика наших отечественных летописей.

Продолжение темы в статье:

Повесть временных лет и «временной способ» сохранения истории

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников