Де-эссер — это тип инструмента для обработки звука, который используется для уменьшения или устранения шипения в вокальных записях. Шипение относится к резким или шипящим звукам, которые издаются при произнесении определенных слогов (таких как «с», «ш», «ч» и «з»). Эти звуки могут быть очень отвлекающими и неприятными для прослушивания, а также могут вызвать проблемы с общей четкостью и балансом микса.
Де-эссеры работают, выборочно ослабляя или сжимая высокочастотный диапазон вокальной записи, в частности, нацеливаясь на частоты, где шипение наиболее заметно. Это позволяет остальной части вокального исполнения беспрепятственно сиять, уменьшая при этом отвлекающие свистящие звуки.
Различают два основных типа деэссера: частотно-зависимый и широкополосный. Частотно-зависимые де-эссеры работают, концентрируясь на определенном частотном диапазоне и снижая уровень этого диапазона, когда он превышает определенный порог. Это может быть более точным и эффективным, чем широкополосный де-эссер, который применяет такое же количество подавления ко всему частотному спектру.
При использовании деэссера для обработки вокала важно понимать основные параметры и элементы управления, которые обычно доступны. К ним относятся:
Порог - определяет уровень, при котором де-эссер начинает работать, и обычно устанавливается таким образом, что он срабатывает только при наличии шипения.
Соотношение - управляет интенсивностью эффекта де-эссинга, при этом более высокие соотношения приводят к более агрессивному уменьшению.
Частотный диапазон — при использовании частотно-зависимого де-эссера это определяет конкретный диапазон частот, на которые будет направлена обработка.
Время атаки и восстановления — эти параметры определяют, насколько быстро де-эссер реагирует на изменения уровня и как быстро он возвращается к нормальной работе после прохождения шипения.
При настройке деэссера для записи вокала важно использовать свои уши и вносить коррективы, основываясь на том, что звучит хорошо, а не на том, что хорошо выглядит на измерителе или графике. Начните с установки умеренного порога и отношения и постепенно настраивайте, чтобы найти золотую середину, в которой сибилянты уменьшаются, не влияя на общую тональность или характер вокального исполнения.
Также стоит отметить, что деэссинг не всегда необходим или желателен для каждой записи вокала. У некоторых исполнителей от природы более мягкий или округлый стиль произношения, который не производит особого шипения, в то время как другие могут намеренно подчеркивать шипящие звуки в выразительных целях. В этих случаях применение деэссинга может на самом деле снизить аутентичность или влияние вокального исполнения.
В конечном счете, использование де-эссера для обработки вокала зависит от личных предпочтений и контекста. Однако, понимая используемые принципы и методы, вы можете принимать обоснованные решения о том, когда и как включить этот инструмент в свой рабочий процесс обработки звука.