Тверской театр драмы начал реализацию наставнического проекта «Диалог с наставником» для студентов, получающих театральное образование, для коллектива самого учреждения культуры. Первым шагом в «Диалоге» стало сотрудничество с Тверским колледжем культуры имени Николая Львова. Его учащиеся представили на малой сцене театра постановку «Мера за меру. Опыты» по пьесе Уильяма Шекспира.
Новый проект театра драмы приурочен к Году педагога и наставника, объявленного президентом Владимиром Путиным. Он нацелен на то, чтобы юное поколение, которое решило получать театральное образование, могло попробовать свои силы на настоящей сцене, приобрести новый опыт и пообщаться с ведущими актерами и режиссерами учреждения культуры. А состоявшиеся актёры могли наладить профессиональную связь с начинающими коллегами, передать им опыт и знания. Оценка мастера важна в любом виде деятельности – это необходимое условие для последующего профессионального роста. Самыми первыми к «Диалогу с наставником» в драматическом театре подключились выпускники Тверского колледжа культуры имени Николая Львова (факультет «Театральное творчество») с их дипломным спектаклем по шекспировской пьесе «Мера за меру» в постановке режиссера, преподавателя высшей категории Натальи Рыбаковой.
В основном ребята играли «мрачную комедию» (именно так именуют произведение Шекспира некоторые ученые) в своем учебном заведении, были и конкурсные выступления. На петербургском конкурсе «Приморская звезда» спектакль завоевал гран-при. В Ярославле на еще одном фестивале тверские студенты стали лауреатами II степени.
Уже то, что они освоили такой тяжелый материал, достойно по меньшей мере большого уважения. «Мера за меру» признается одной из самых сложных пьес Шекспира. Она относится к позднему периоду его творчества и обладает яркой уникальной особенностью: ее действие разворачивается в двух планах, реальном и воображаемом, и, соответственно, у нее есть сразу две развязки. Одна отображает действительное положение дел, а другая – результат, к которому могли бы привести чудесные совпадения. Разобраться, где же проходит это ответвление, непросто.
Кроме того, пьеса невероятно сложна по тональности. В ней встречаются характерные для эпохи Возрождения мотивы, связанные прежде всего с разнузданной карнавальной культурой, скабрезностями. В то же время описывает мастер слова сильные страсти, свойственные человеческой натуре, страдание, горе, метания, уже отходя от ренессансного веселья, упоения свободой. Многие эпизоды «Меры за меру» по драматическому накалу нередко сравниваются с «Гамлетом», и на то есть все основания. У пьесы интересная судьба. В разные исторические периоды ее старались то переделать на новый актуальный лад, то вовсе запретить (в особенности возмущения были сильны в Викторианскую эпоху, учреждавшую строгие пуританские нравы). Некоторые прочтения полностью меняли характеры героев, сюжетные ходы.
У пьесы, как и, наверное, у любого шекспировского произведения, множество интерпретаций. Среди отечественных выделяется советский телеспектакль 1988 года, в котором исполняли роли актеры Русского драматического театра Литвы.
В спектакль, в разные события, вплетены интересные хореографические миниатюры, в которых задействован так называемый хор. Он же появляется в самом начале. С первого взгляда он видится исключительно враждебным, угрожающим. Даже зрители могут ощутить на себе тяжелый, пристальный взор тех, кто состоит в этом хоре (София Бикбулатова, Мария Дорогова, Екатерина Павлейчева, Кристина Воронина, Анастасия Чистякова): актрисы вплотную подходят к партеру и неотрывно в течение нескольких секунд смотрят. Но с развитием действия хорявляет себя по-разному. Моменты, когда настоящие бестии присмиряются строгим Анджело (Андрей Смирнов), замещающим герцога (Дмитрий Пелогеевский), удались очень эмоциональными, потому как ранее чувствовавшие свою власть в мирке распущенности теряют всякое преимущество – играет контраст. Даже бестии, буйные и гневные, пугаются напора наместника.
Но изменчив мир – изменчивы и чувства людей. Стоит хору узнать, что у Анджело есть уязвимое место, он тут же возвращает свой прежний облик и начинает искушать неприступного. В этом эпизоде сразу же угадывается аллюзия на библейского Змея-искусителя, подстрекавшего первых людей, созданных Богом, нарушить божественную заповедь – не есть плоды с Древа Познания. Этот же образ в христианстве воплощает зло в целом. Тут хор перестает быть собственно хором. Скорее, он превращается в греховные мысли Анджело. Черный клубок – его думы. А значит, в значительной степени и он сам, ведь человек в первую очередь – это не всё тело, а именно мозг.
Насколько пластичны сами бестии, настолько же пластична суть хора. Довольно интересно, что несколько раз они выступали в роли чего-то неодушевленного, – ступеней, по которым спускались герои, Анджело и Изабелла. В этом проявляется некая волшебная сущность бестий и в то же время – их подобострастное начало, удивительным образом совмещающееся с их резкостью и независимостью. А ближе к концу спектакля, когда раскрывается истинное лицо Анджело, они походят уже на древнегреческих эриний – богинь мести (за меру – мера!). Они даже присутствуют на суде, который проводит герцог. В античном мифе эринии преследовали Ореста за убийство матери, несмотря на то что оно было совершено по велению самого Аполлона. Анджело оступился серьезно, как и все, кого он осуждал ранее: оставил невесту Мариану (Арина Кобеняк) из-за потери приданого. Он заставил всех подчиненных ходить по струнке, подобно Савонароле во Флоренции, соблюдать строжайшие законы, однако сам оказался не без греха. Иронично, что зовут его при этом «Ангел».
Среди ярких актерских работ хотелось бы отметить игру Андрея Смирнова и Анны Байковой. Дуэт их героев, образовавшийся по воле судьбы, деструктивный: его формирование ведет к разрушению устоев, привычных им. Причем это касается равно как Анджело, терзаемого влюбленностью вопреки всяким возгласам холодного разума, так и монахини Изабеллы, душу которой уязвляют просьбы наместника вступить с ним в связь. Одному интересно утоление своего порыва, другая пришла спасать от неминуемой казни родного брата. Они две полярности, и это взаимное неприятие – не обычное, а роковое – студенты чувствуют как нельзя лучше. Анджело после своего надрыва, когда он наконец осознает свое влечение к монахине, в момент преображается на следующий день, старается держаться уверенно и выглядеть сурово, меж тем как внутри него разворачивается буря.
И все это – надрыв, невидимую бурю чувств и эмоций – показывает Андрей Смирнов. Сначала его Анджело совершенно беспомощен, что даже создает обманчивое впечатление о нем как о действительно честном, безгрешном человеке, впервые столкнувшемся с таким испытанием. Наместника заворачивают в ткань, похожую на саван, и оставляют лежать на столе. Это стол патологоанатома – того, кто исследует человека изнутри после смерти. Эффектное режиссерское решение, выделяющее два важных акцента. Первый: человек может легко потерять самоконтроль под влиянием страсти. Второй: его ждут существенные метаморфозы. А какие – это уже вопрос индивидуальный. В случае с Анджело – сугубо негативные. Он умирает и возрождается, но вовсе не понимающим, не благонамеренным. Символическая смерть лишь ухудшает его низменные желания, она будит их. Нельзя сказать, что он перерождается, поскольку он не меняется, он всегда был таким, как выяснится впоследствии. В нем всегда дремали (а иногда и проявлялись) отрицательные устремления.
По стереотипным представлениям, в истории любви всегда есть место чему-то чудесному: грубый властелин вдруг смягчится – и все пойдет по-другому. Но Шекспир – это тонкий психолог, который не мог закрывать глаза на обратные процессы. Не смягчится – станет более жестоким. И обернет мольбы монахини против нее же. Анджело хочет свести счеты с жизнью, но появление Изабеллы сразу же отваживает его от этой идеи – так сильно желание. Он надевает маску безразличия. И, даже говоря монахине о своих переживаниях, пытается ее не снимать. Но, чем дальше, тем больше он ближе к срыву.
Анна Байкова делает Изабеллу живой героиней – со слабостями и одновременно с огромной нравственной силой. Монахиня теряется от признания Анджело, она в ступоре, но ни на минуту она не забывает о Боге – Он остается для нее Спасителем, опорой. Этим она противостоит своему обидчику и судье брата Клавдио (Григорий Фельдшеров). Целый каскад эмоций умело схватывает Анна Байкова: волнение и страх за судьбу родного человека, отвращение к Анджело, ужас от одной мысли о потере женской чести, злость. Одним из сильнейших эпизодов стал диалог Изабеллы с братом в темнице. Он умоляет ее согласиться, но она твердо отказывает ему. Монахиня реагирует на предложение Клавдио даже с большей яростью, чем на просьбу Анджело. В этом есть смысл: все же Клавдио – близкий человек, Анджело – чужой. Соответственно, оцениваются их призывы по-разному. Еще недавно Изабелла казалась хрупкой по сравнению с властным наместником, в темнице же она становится авторитарной. Для таких перевоплощений нужно много мастерства, со своей задачей Анна Байкова справляется.
В спектакле количество декораций сведено к минимуму, однако те, что используются, помогают реализовать много возможностей. Плафоны, меняющие длину, зеркала и стол. Ребята сами управлялись со всем. Стол обращался в берег, плаху, рабочее место герцога, «пространство экспериментов», исповедальню. С помощью зеркал меняли актеров на сцене (например, вместо Изабеллы приходила Мариана – по сюжету они заменили друг друга, чтобы обмануть Анджело). При минимуме декораций все равно получилась атмосфера своеобразного психологического триллера. Апогея она достигает, когда на сцене собираются все герои и начинают произносить не свои фразы. Это хорошо согласуется с концепцией двух развязок, вносит дополнительный беспорядок в действо. Где настоящее, а где – фантастическое?
Завершается спектакль вовсе не «хеппи-эндом». Даже в фантастической развязке обозначены тревожные точки. Герцог, спасший честь Изабеллы и ее брата, вдруг предлагает ей стать навек «плотью одной», хотя, очевидно, монахиня на это не рассчитывала. В финале она предстает перед католическим крестом. Суд ли это за ее действия в реальной развязке (уступка Анджело) или долгожданное воссоединение с обителью – это вопрос для раздумий.
После спектакля актеры встретились с народной артисткой РФ Верой Рычковой, актером Алексеем Майским, главным режиссером театра Александром Павлишиным. Они побеседовали о спектакле, опытные актеры поделились своими впечатлениями, дали напутствия юному поколению. Сейчас для коллектива театра драмы проходит серия мастер-классов по театральному гриму от художника-гримера театра и кино, мастера по постижу МХТ имени Чехова и театра «Современник» Татьяны Шмыковой. Проект «Диалог с наставником» организован при поддержке регионального минкульта.
Юлия РОЖКОВА, фото Руслана ЧЕЧИНА
Теги: Новости Твери, Театр драмы, Проект Диалог с наставником, Училище культуры им Львова, Спектакль Мера за меру,