Найти тему
МузАртМедиа | MusicArtMedia

Огненные колесницы | Chariots of fire. Легендарный саундтрек и перформанс на Олимпийских играх

Оглавление

25 марта отмечается День спортивного кино! И потому сегодня в нашей рубрике "Что посмотреть в выходные?" спортивная драма, забравшая 4 Оскара, две премии Каннского фестиваля и еще десятки наград – и, само собой, кинофильм с культовым саундтреком. Вашему вниманию – лента Хью Хадсона "Огненные колесницы", снятая в 1981 году.

Слышите звук на этой картинке? Мы рады, если так! Если нет - скорее читайте статью :)
Слышите звук на этой картинке? Мы рады, если так! Если нет - скорее читайте статью :)

Саундтрек, завоевавший мировые чарты

Музыка к этой картине не относится к академической сфере в строгом смысле, но безусловно стала классикой киномузыки и классикой новой эпохи. Объединяя черты разных стилей, работая на стыке искусства академического и популярного, к ярким творческим находкам приходило множество композиторов. Среди них и Нино Рота, и Эннио Морриконе, и Эдуард Артемьев.

Но сейчас речь пойдет о греческом композиторе Эва́нгелосу Одиссе́асу Папатанаси́у, известного как Вангелис. Его музыкальная тема к "Огненным колесницам" не только обошла все первые строчки мировых хит-парадов и обрела невероятную известность, но и фактически стала символом спортивных мероприятий, а также киносцен, снятых в замедленном движении.

Даже если вы не видели сам фильм, вы совершенно точно знаете эту музыку. В «Огненных колесницах» она становится своеобразной аркой, перекидывающейся от вступительной части к финальным титрам:

Почему стоит посмотреть?

Эта картина, основанная на реальной истории двух атлетов первой половины XX века, – о настоящем спорте без допингов, о целеустремленности и о верности принципам. Добавим сюда

потрясающие виды и музыку Вангелиса – и вы получите замечательный фильм для душевного вечера.

Мгновение до триумфа
Мгновение до триумфа

Штрихи к музыкальному портрету фильма

Оцените на первый взгляд неочевидную смелость замысла Вангелиса. Вместо того, чтобы выбрать путь воссоздания облика эпохи, композитор выбирает новое звучание, благодаря которому выстраивается интересный контрапункт видеоряда и музыкального сопровождения.

Подметим еще один смысловой подтекст, отраженный в саундтреке. Название фильма обычно связывают с цитатой из библейской Четвертой книги Царств. Но здесь нужно вспомнить еще строчку из стихотворения Уильяма Блейка «Иерусалим» (Bring me my chariot of fire!). В 1916 году композитор Хьюберт Пэрри написал к этим стихам музыку, и так "Иерусалим" стал не просто самой популярной патриотической песней в Англии, а ее неофициальным гимном.

Именно «Иерусалим» звучит в конце фильма, переходя на коду, возвращающую нам сцену забега на пляже. И благодаря новому звучанию эти кадры воспринимаются совершенно иным образом, нежели в начале. Проверьте сами :)

Послесловие

Композиция Вангелиса к фильму «Огненные колесницы» была исполнена на Олимпийских играх в 2012 году Лондонским симфоническим оркестром с участием актера Роуэна Аткинсона. Видеозапись этой версии стала самым просматриваемым роликом на официальном YouTube-канале Олимпийских игр за все время его существования:

Приятного просмотра!

Поделитесь в комментарии - какая спортивная драма является вашей самой любимой?