Найти тему
Хьюстон, у нас отмена

Почему у танков Т-44 и Т-54 передняя пара катков отделена промежутком от других?

Не секрет, что советские танки Т-44 и последующий Т-54 имели торсионную подвеску. И если мы посмотрим на эти танки сбоку, то можно заметить, что передняя пара катков отделена довольно большим промежутком относительно других катков. При этом все остальные катки расположены максимально близко друг к другу.

Т-44
Т-44

Я конечно понимаю, что эти модели танков изучены вдоль и поперёк, и что ничего нового я не расскажу, не покажу и уж тем более не объясню. Однако многие люди не из мира танков действительно часто задаются этим вопросом про промежуток между катками, когда видят их в музеях и на постаментах.

Хотя в свете последних событий некоторые видят тот же Т-54 не только в музеях. А кто бы мог подумать, да?..

Ведь можно же было сделать одинаковые расстояния. Но конструкторы умышленно сделали этот необычный зазор. Так что давайте, разбираться, откуда он взялся на этих двух моделях?

Т-54
Т-54

Некоторые полагают, что этот специфический промежуток нужен для того, чтобы торсионы были максимально раздвинуты, и чтобы была возможность разместить аварийных люк в днище между ними.

Однако если мы заглянем в Т-44, то заметим, что люк экстренной эвакуации здесь находится между следующими торсионами, а не между теми, промежуток между которыми намеренно увеличен.
Люк в днище Т-44
Люк в днище Т-44

Другие же полагают, что всё это связано с развесовкой танков. Вроде как и двигатель с трансмиссией у этих моделей сзади, и боевое отделение тоже тяжёлое. Вот под это и нужны катки. А отделение управления относительно лёгкое, и поэтому катков нужно меньше. Отсюда и взялся промежуток между передней парой катков и всеми остальными.

Версия конечно хорошая, но с развесовкой этих танков всё нормально, каких-то явных перекосов нет. А Т-54 так и вовсе рассчитывался для преодоления водных преград вплавь с дополнительным навесным оборудованием по обеим сторонам от гусениц.

Так для чего же разработчикам понадобилось максимально отдалять два торсиона относительно друг друга?

Ну что ж, всё дело в схеме размещения боекомплекта. У этих моделей мехвод сидит слева, а справа от него размещён так называемый бак-стеллаж.

Т-44 внутри
Т-44 внутри
Почему этот стеллаж для хранения снарядов ещё и бак, сейчас объяснять не буду. И все вот эти шуточки, что раз стеллаж-бак, значит снаряды должны быть жидкие, не принимаются.

Гораздо важнее рассмотреть эту схему. Кресло мехвода сейчас разложено, и оно размещено как раз в промежутке между торсионом передних катков и торсионом следующих.

Схема размещения боекомплекта
Схема размещения боекомплекта
На фото обеих моделей, и Т-44, и Т-54, отлично видно, что сам бак стеллаж стоит прямо на днище. А спереди от него и сзади уже проходят торсионы катков.

Так вот конструкторам было важно, чтобы этот бак-стеллаж со снарядами стоял именно на днище, а не на торсионах. Для того и разнесены относительно друг друга и торсионы, и сами опорные катки. И поскольку длина этого бака-стеллажа определяется калибром снарядов и их длиной, то проще было внести изменения в конструкцию подвески, чем менять параметры снарядов и стеллажа.

Т-54 внутри
Т-54 внутри

На фото сверху отлично видно, что если бы эти два торсиона были ближе друг к другу, то бак-стеллаж пришлось бы ставить на специальные опоры, и только потом на днище. Это сделало бы танк на несколько сантиметров выше, что было недопустимо. Проще было раздвинуть торсионы и катки.