Не секрет, что советские танки Т-44 и последующий Т-54 имели торсионную подвеску. И если мы посмотрим на эти танки сбоку, то можно заметить, что передняя пара катков отделена довольно большим промежутком относительно других катков. При этом все остальные катки расположены максимально близко друг к другу.
Я конечно понимаю, что эти модели танков изучены вдоль и поперёк, и что ничего нового я не расскажу, не покажу и уж тем более не объясню. Однако многие люди не из мира танков действительно часто задаются этим вопросом про промежуток между катками, когда видят их в музеях и на постаментах.
Хотя в свете последних событий некоторые видят тот же Т-54 не только в музеях. А кто бы мог подумать, да?..
Ведь можно же было сделать одинаковые расстояния. Но конструкторы умышленно сделали этот необычный зазор. Так что давайте, разбираться, откуда он взялся на этих двух моделях?
Некоторые полагают, что этот специфический промежуток нужен для того, чтобы торсионы были максимально раздвинуты, и чтобы была возможность разместить аварийных люк в днище между ними.
Однако если мы заглянем в Т-44, то заметим, что люк экстренной эвакуации здесь находится между следующими торсионами, а не между теми, промежуток между которыми намеренно увеличен.
Другие же полагают, что всё это связано с развесовкой танков. Вроде как и двигатель с трансмиссией у этих моделей сзади, и боевое отделение тоже тяжёлое. Вот под это и нужны катки. А отделение управления относительно лёгкое, и поэтому катков нужно меньше. Отсюда и взялся промежуток между передней парой катков и всеми остальными.
Версия конечно хорошая, но с развесовкой этих танков всё нормально, каких-то явных перекосов нет. А Т-54 так и вовсе рассчитывался для преодоления водных преград вплавь с дополнительным навесным оборудованием по обеим сторонам от гусениц.
Так для чего же разработчикам понадобилось максимально отдалять два торсиона относительно друг друга?
Ну что ж, всё дело в схеме размещения боекомплекта. У этих моделей мехвод сидит слева, а справа от него размещён так называемый бак-стеллаж.
Почему этот стеллаж для хранения снарядов ещё и бак, сейчас объяснять не буду. И все вот эти шуточки, что раз стеллаж-бак, значит снаряды должны быть жидкие, не принимаются.
Гораздо важнее рассмотреть эту схему. Кресло мехвода сейчас разложено, и оно размещено как раз в промежутке между торсионом передних катков и торсионом следующих.
На фото обеих моделей, и Т-44, и Т-54, отлично видно, что сам бак стеллаж стоит прямо на днище. А спереди от него и сзади уже проходят торсионы катков.
Так вот конструкторам было важно, чтобы этот бак-стеллаж со снарядами стоял именно на днище, а не на торсионах. Для того и разнесены относительно друг друга и торсионы, и сами опорные катки. И поскольку длина этого бака-стеллажа определяется калибром снарядов и их длиной, то проще было внести изменения в конструкцию подвески, чем менять параметры снарядов и стеллажа.
На фото сверху отлично видно, что если бы эти два торсиона были ближе друг к другу, то бак-стеллаж пришлось бы ставить на специальные опоры, и только потом на днище. Это сделало бы танк на несколько сантиметров выше, что было недопустимо. Проще было раздвинуть торсионы и катки.