Найти тему

Внутренние установки, влияющие на обучаемость

Наши знания останавливают нас

от продолжения обучения

Клод Бернард

Стремление к развитию и обучаемость – важнейшая компетенция в современном изменчивом мире. Давайте рассмотрим повнимательнее саму компетенцию и подумаем:

Можем ли мы говорить о ее высоком уровне, если человек много читает, интересуется, узнает новые тенденции в том деле, каким он занят?

Конечно, это необходимая, но не достаточная часть. Иногда информация о необходимости изменений приходит не изнутри, а извне в виде обратной связи. Поэтому способность принимать обратную связь и меняться – тоже часть данной компетенции. А здесь уже вступают в силу психологические механизмы, связанные с установками, защитными реакциями, внутренним сопротивлением изменению. Изменению человек сопротивляется от того, что саму попытку что-то поменять он рассматривает, как угрозу своей целостности, сформированной у него картины самого себя. И если эта картина негибкая – то он будет избегать ситуаций, предполагающих такой дискомфорт.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос (можно несколько вариантов ответа): «В каких ситуациях Вы ощущаете себя умными?»

………..

Это очень хороший вопрос, ответ на который показывает внутренние установки, связанные с обучаемостью. Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» выделяет два типа установок:

- установка на рост

- установка на данность

Эти установки заметны уже с раннего возраста

Дети с установкой на данность хотят быть уверенными, что они добьются успеха, умные люди в их понимании всегда его добиваются. Для них очень болезненно «слететь с пьедестала», не победить в конкурсе и пр. Для детей с установкой на рост - это расширение своих возможностей. Достичь успеха – значит, стать умнее. Они не боятся чего-то не знать, признаться в ошибке, задавать вопросы снова и снова.

И вот 4 варианта ответа:

А. «Когда я не делаю ошибок»

Б. «Когда я делаю что-то легко, а другие люди не могут это сделать»

В. «Когда мне, наконец, удается решить действительно сложную задачу»

Г. «Когда я долго работаю, над чем-то и вдруг решение начинает вырисовываться у меня в голове»

Какие из них принадлежат человеку с установкой на рост?

Это ответы: В и Г (отождествление не с демонстрацией изначального ума и сравнение себя с другими. А отождествление с достижением, постепенным преодолением, сравнение себя сегодняшнего с собой вчерашним).

Что интересно, люди с установкой на данность тоже много учатся, но их страх не справиться или переживания по поводу временных неуспехов – часть мешает им двигаться дальше, мешает пробовать, делать новые попытки. Поэтому, в итоге, по жизни они менее устойчивы.

Помимо этого, часто наше отношение к себе мы проецируем на других, поэтому я думаю, очень вероятно, (надо будет проверить), что такие люди менее категоричны в оценках успехов других и могут увидеть потенциал там, где на первый взгляд он не так очевиден.

Поделитесь в комментариях вариантами своих ответов на вопрос: «В какие моменты Вы ощущаете себя умным?»

Мы будем продолжать исследовать эту тему и публиковать статьи про компетенцию «обучаемость», чтобы можно было легче ее распознавать и развивать! Следующий пост на эту тему – А как можно развивать эту установку?