Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Как в Средневековье видели мир?

Одной из важнейших черт картины мира в древних и средневековых культурах является религиозный и политический "эгоцентризм", провозглашающий центром страны, мира и космоса свою страну, столицу, важный храм или знаковый алтарь. Те же древние китайцы называли свою страну "Срединной Империей" (Чжун Го) точно также, как и индийцы свою - "Срединной страной" (Madhyadeca). Схожий подход можно заметить и в отношении столиц различных государств. Для вавилонян сакральным географическим центром мира был Вавилон, для греков - Дельфы, для римлян - Рим. Даже в мусульманской традиции священный город Мекка назывался Мухаммадом "центром Вселенной".

Не стал исключением и Иерусалим - центр авраамических религий, почитавшийся в иудаизме и христианстве как центр - "пуп" - Земли. Еще в конце IV в. святой Иероним в "Комментариях к Иезекиилю" писал:

"Иерусалим находится в центре мира, об этом свидетельствует тот же пророк, показывая, что он — пуп земли".

Традиция утверждения Иерусалима в центре известного мира довольно скоро укоренилась в сознании христианских авторов. Исидор Севильский в "Этимологии" (VII в.) обозначал этот город как "umbilicus regionis totius" - пуп всех земель. То же делал и святой Адамнан в своем описании Святой Земли.

Данная традиция закрепилась в мировоззрении христианских авторов не только из-за преемственности ветхозаветной практики помещения Иерусалима в центр мира. Но также из-за локализации в Палестине и Иерусалиме новозаветного сакрального пространства, связанного с жизнью, деяниями и смертью Иисуса Христа.

Неудивительно, что являясь "центром мира", Иерусалим притягивал паломников со всех окраин Европы. Первой знаменитой паломницей в Святую Землю, подавшей пример остальным, была Елена, мать императора Константина, которая совершила поездку в святые места в 327 г. С тех пор визиты европейцев в Палестину стали обычным делом и практически не прекращались, обосновывая центральное положение Иерусалима в мире.

До начала эпохи Крестовых походов сведения о поездках в далекий Град Божий на Земле находят отражение в многочисленных хрониках. Практически каждый из паломников, описывая свой путь, вновь и вновь утверждал Иерусалим как центр мира. Одним из доказательств, приводимых ими, была колонна в храме Гроба Господня, которая в день летнего солнцестояния не отбрасывала тени. Об этом и других доводах в пользу того, что сам Христос поместил центр земли в Палестину, писали Бернард Мудрый (ок. 870 г.), Иоанн Вюрцбургский (1165), доминиканцы Бурхард и Никулас (1283), а также многие другие священники-пилигримы из Англии, Исландии и Германии. Массовое паломничество в Палестину развернулось и после завоевания Иерусалима в 1099 г. в результате крестовых походов. Это паломничество продолжалось на протяжении почти двух столетий, но даже после потери Иерусалима в 1187 г. и Палестины в 1291 г. отмечается поток пилигримов в Святую землю.

С таким отношением к важнейшему городу христианской веры несложно догадаться, что на средневековых картах Иерусалим часто помещался в центре, являясь скорее символом, нежеле географической точкой. Карты в те далекие времена воспринимались как "образные аллегории христианской космологии", а потому от составителей часто требовалась не точность, а понимание смыслов, что закладываются в изображение мира.

Самые ранние средневековые карты известны нам с VIII в. Одним из наглядных примеров раннего творчества является большая Ватиканская карта псевдо-Исидора (ок. 775 г.), на которой Иерусалим размещается практически в центре карты и отмечен своеобразной виньеткой в виде восьмилучевой звезды. Схожее изображение Иерусалима со смещением (на этот раз к югу), но близко к центру, можно заметить и на карте второй половины VIII в. из Альби.

карта псевдо-Исидора VIII-IX вв.
карта псевдо-Исидора VIII-IX вв.

Весьма распространены были в средневековье, начиная с IX в., так называемые Т-О-карты, в которых при восточной ориентации карт Средиземное море, Нил и Танаис (Дон) образуют букву Т, вписанную в круглый океан (буква О). Эти карты имеют вероятно античное происхождение, поскольку описывают античный трехчастный мир и встречаются как иллюстрации к рукописям произведений античных авторов. Однако весьма скоро на них появляется Иерусалим, который оказывается помещен посреди карты над линией, образованной Нилом и Танаисом, на западе Азии. Эта позиция Иерусалима естественным образом оказывается в центре карты.

Существуют еще родственные Т-О картам карты Y-О типа, на одной из которых - карты Джона Уоллигфордского, созданной около 1250 г. - Иерусалим оказывается в самом центре пересечения геометрической фигуры. Так, Святой Град располагается в центре ойкумены, соединенный одной линией с Римом, Парижем и Англией.

Особенно часто Иерусалим появляется в центре карт в XI-XII вв. в связи началом крестовых походов, после которых эта местность из полуфантастического "святого места" стала географической реальностью и началось массовое паломничество в Палестину. Как писал позднее хронист Робер из Реймса в "Иерусалимской истории", сам папа римский Урбан II, призывая слушателей отправиться в крестовый поход, сказал в 1095 г. в Клермоне: "Иерусалим — пуп земли... царственный город, расположенный посредине мира". Центр мира обрел новое значение - идеологическое, а потому его расположение в центре карты стало выражением новых смыслов для создателей подобных штук.

Отдельно хочется отметить две самые выдающиеся карты мира западноевропейского средневековья - Эбсторфскую и Херефордскую, которые были созданы в конце XIII в. Каждая из них содержит более тысячи легенд, помещая при этом Иерусалим в центр известного им мира Европы, Азии и Африки.

Обе карты были созданы, вероятно, при монастырях или соборах и выставлялись в церквях, включая тем самым пространство церковное в пространство вселенское. Эти карты рассматривались скорее как часть литургического действа, а не географической "раскраски". И основная их цель была в том, чтобы показать мир в его христианском осмыслении и связать земное пространство с раем, находящимся на востоке.

На Эбсторфской карте весь мир вообще представляет собой тело Христа: на востоке изображена его голова (да, вверху у карты восток), на западе - ноги, на севере и юге - кисти его рук. При этом Иерусалим как "пуп" земли оказывался в центре карты-тела на своем законном месте. На Херефордской карте над ойкуменой и раем (которые тоже на востоке в верхней части) изображена сцена Страшного суда, что и делало карту инструментом построения сакрального пространства.

Однако не всегда у авторов получалось расположить Иерусалим в идеальном геометрическом центре. В отдельных случаях это объясняется сложной структурой самих карт и детальной проработкой мира. В другой же раз Святой Город хоть и оставался символическим центром, оттенялся родными краями автора карты в зависимости от его региональных предпочтений. Всё зависело от степени подробности топонимической номенклатуры, литературных источников картографирования, типа карты, влияния традиций и, конечно, задач самого картографа.

Несмотря на то, что с течением времени Иерусалим стали вытеснять с привычных карт другие, более эффективные способы изображения мира, эта традиция дожила до XV в. Одним из таких "ударов" по сакральному статусу Города стало появление береговых карт, в которых Иерусалим зачастую некуда было приткнуть. А распространение в Европе географических трудов Птолемея не повлияло на традицию создания географических карт в целом, поставив во главу угла точность, а не символизм и литургические смыслы.

1. Harvey P.D.A. Medieval Maps. 1991.
2. Подосинов А.В. "Это Иерусалим! Я поставил его среди народов..." О месте Иерусалима на средневековых картах // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. 2009. С. 11-34
3. Чекин Л.С. Картография христианского средневековья VIII–XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. 1999.

Ссылки на некоторые карты в большом разрешении прикладываю:
- Эбсторфская карта:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/E..
- Херефордская: карта
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/48/H..

Статья Ильи Агафонова