«Переписать сценарий» — Сергей Васильев
«Это же будет не игра, а бомба! - Сценарист вскочил с кресла, не в силах справиться с эмоциями, и жестикулируя, как ветряная мельница, - Сид Мейер нервно курит в сторонке! Ну, вот сам посмотри, в какое унылое «болото» ежедневно превращают свое время миллионы людей! Включаешь игрушку – мозг отключается автоматически. Информации – ноль. Пользы - столько же. Выигрывает тот, кто шустрее жмет на клавиши и кнопку мышки. А у нас будет, ну ты представь, - Сценарист попытался показать, что конкретно надо представить, - парад “ноу-хау” от каменного века до века компьютерного, где победить сможет только тот, кто больше знает и лучше понимает “как наш мир устроен” и “как это всё работает”!
Хочешь сделать каменный топор? Расскажи, какой камень для этого подойдёт, и как его в топор превратить! Хочешь железной секирой осчастливить человечество – покажи, где найти это железо, как его добыть и обработать.
Современные игровые «стратегии» утверждают, что для строительства кузницы требуется камень, металл, дерево, кожа и рабочая сила. И всё... Ну, бред же! Представь - лежит перед тобой груда камней, деревяшки, стоит навытяжку «рабочая сила» и спрашивает «Что делать-то? Как это всё превратить в действующую мастерскую?» Командуй, если можешь!
Мы пользуемся сложнейшими машинами, в сердце которых кремниевая начинка, но знать не знаем, как этот кремний выглядит в природе и что надо сделать, чтобы он превратился в эти машины! Мы живём в сложнейших архитектурных ансамблях, но представления не имеем, как соорудить самую примитивную избушку. Нас несет в магический мир «Гарри Поттера» и «Властелина колец», но совершенно не трогает магия полёта аппаратов тяжелее воздуха и плавание механизмов тяжелее воды. Никто даже не задаёт вопрос: «Как? Как, чёрт возьми, такое вообще возможно»???
“Давай создадим игрушку, где выигрывает не тот, кто за единицу времени сделает больше «кликов», а тот, кто больше знает и у кого больше полезных навыков. Это ведь безумно интересно! Это как возвратиться в дом детства, найти на чердаке бабушкин сундук, и благоговейно разбирать его содержимое, пытаясь понять, для чего нужен тот или иной предмет»…
***
С момента этого разговора прошло больше года. В течение его интернациональная группа студентов технического университета Twente работала параллельно с восемью такими же группами «товарищей по несчастью» из других стран над единой задачей максимального сопряжения виртуального и реального миров. В группу входили: голландец с неголландским именем Кевин, кореец с некорейским именем Джонни и русская девчонка с нерусским именем Симона. Они программировали, паяли, сверлили, монтировали и на четырех языках - три родных плюс английский, бранили эту затею, на которую так легкомысленно подписались. Ругались, но дело делали, ибо их работа - дизайн интерфейса ввода данных - была выделена в отдельный проект, который надо было сдать для получения долгожданного зачёта.
Для общения игрока с симулятором сконструировали «Сири наоборот». Компьютерный интеллект, получая команду «построить кузницу», теперь задавал глупый вопрос «А как?» и буквально вымогал подробную инструкцию, без которой отказывался совершать порученные действия.
В ходе формирования игровых диалогов стало возможным не только скучное общение человека с машиной, но и вполне жизненное переругивание заказчика с исполнителем, игрока с искусственным интеллектом, и даже издевательское поддразнивание, различными вариантами которого студенты щедро поделились с программой…
«Вишенкой на торте» была игровая капсула с мониторами, смонтированными для обеспечения наружного кругового наблюдения с сектором обзора, равным 180 градусам. Капсулу оборудовали гидравликой, вентиляторами, спринклерами, разнообразными механизмами и приспособлениями, для обеспечения визуальных, тактильных, обонятельных и прочих ощущений сопричастности.
Сценарист было предложил заложить в возможности программы функцию «выдворения игрока», если тот превысит лимит тупости и необразованности, но этой идеи отказались - неизвестно, кто из профессоров и с каким IQ будет тестировать игру в приёмной комиссии. Мало ли, что…
При попытке запустить с таким трудом написанную программу оказалось, что инновационный «софт» не тянет даже самый мощный "хард". Многочисленные попытки чуть ли не с ломом совместить несовместимое и все этапы принятия неизбежного - от отрицания до уныния, закончились, когда в лаборатории появился последний «писк моды» – квантовый красавец «D-Wave 2000Q» с процессором, мощностью в 2000 кубит, приобретенный университетом буквально вчера и совсем для других целей.
Преимущество квантовых «компов» заключается в сумасшедшем быстродействии, в тысячи раз превосходящее классические компьютеры. Недостатком – слабая изученность физики этого явления, влекущая определенную непредсказуемость вычислений, и связанный с этим риск ошибок.
- Вот на практике и проверим, что это за зверь такой! – решительно хлопнул по крышке машины Кевин.
Глава 2 Чудеса случаются. Это вам любой программист скажет...
Теперь Сценарист изнывал в предвкушении приобщения к прекрасному миру программирования. Одно дело – пользовать чужие сценарии и совсем другое – увидеть воплощение собственных трудов.
- Программа ещё «сырая», - ворковал Джонни, запуская своё “космическое” хозяйство, - поэтому не стоит заряжать всю историю “от Адама и Евы”. Давайте начнём с эпизода. Что-нибудь коротенькое, яркое и хорошо изученное.
- Бородино готово? Там всего один день.
- Один день – можно, потянет.
Ух, сколько раз, разглядывая карту битвы и листая мемуары участников, задавал вопрос: «А как бы надо было?»,и руки чесались переиграть. Вот теперь и попробуем, - обрадовался сценарист.
На игровых часах - 3 часа пополуночи. В соответствии с учебником истории, только что отгремели последние залпы у Шевардинского редута. До начала самой битвы осталась пара часов.
- Машина, принимай задание! Войскам правого фланга скрытно передислоцироваться в центр. Туда же направить весь артиллерийский резерв. Исполнять!
Машина вздохнула, как вздыхают обычно родители, услышав очередной каприз неразумного дитяти, и выдала безапелляционным тоном:
- Перемещение указанных войск невозможно ввиду угрозы с Севера.
- С какого такого Севера? Что там на Севере? На Севере только лес и медведи. Север прикрыт крутым берегом речушки Колоча. Давай всех в центр! Там сейчас начнется!
- Предписание не может быть выполнено, ввиду явной некомпетентности распорядителя, - издевательски выдала машина, - ознакомьтесь с основами управления войсками на поле боя и попробуйте ещё раз…
Ну наворотили студенты! В сценарии точно такого не было. Однако... Хорошо, начнём «от печки» - с рекогносцировки. Перейти на тактическую карту! Передислоцировать штаб на правый берег реки Колоча у деревни Малое. Поехали!..
Карты на мониторах погасли, и сменились панорамой ночного неба. Красиво. Как жаль, что я не знаю названия всех этих созвездий. Надо будет предложить сделать справочные надписи. А под звёздным небом ….
На левом берегу Колочи, где слева, на фоне предрассветного зарева угадывались крыши какой-то деревушки, насколько хватало взгляда, горели костры бивуака.
- Ничего себе, повороты истории! По сценарию и согласно истории в этом месте вообще никого не должно быть! А здесь вся армия Наполеона, что ли? А кто тогда сейчас у деревни Шевардино разворачивается? - подумал Сценарист и машинально повернул голову налево… и вовремя, потому, что оттуда прямо на него летел силуэт всадника на низкорослой лошадке…
Эффект присутствия, включая приближающийся топот копыт, был настолько реалистичным, что голова сама провалилась чуть ли не под панель, а левая рука автоматически надавила что есть силы «ESC»…
Вентиляторы взвыли, грохот, свист… мониторы погасли, капсулу тряхнуло, и наступила полная темнота….
В лаборатории было темно, как…
- Здесь есть кто живой? – спросил сценарист, осторожно выбираясь из капсулы, и ощупывая окружающее пространство.
- Электричество вырубилось, - вздохнула темнота голосом Симоны. Причем не только у нас. Вообще нигде в городе не вижу освещения. Сиди пока спокойно, не двигайся, а то здесь провода везде, заденешь-порвёшь. Сейчас найду, чем подсветить и будем выбираться. Тестирование на сегодня закончено…
Интерлюдия
13 июля 2016 года физик-исследователь Центра Европейских ядерных исследований, расположенного в Женеве, был найден на рабочем месте в служебном помещении с простреленной головой.
Со слов коллеги он не спал всю ночь и, отказавшись от плановых работ, заперся в своём кабинете, сжёг все свои исследования в мусорном ведре и удалил все данные со своего компьютера, кроме одного документа. Его нашли только через несколько дней. Этот документ был засекречен, но просочился в общественность и первоначально был размещён на сайте «Reddit».
“Меня зовут доктор Эдвард Мантилл, и я был (технически всё ещё являюсь), физиком в Центре Европейских ядерных исследований. Работая в центре, я сам долгое время не понимал, почему на самом почётном месте здесь находится статуя бога Шивы, танцующего танец разрушения мира, а эмблема - аллюзия на тему “числа зверя”.
Большинство из вас, кто уже слышал про него, несомненно, слышали и о Большом Адронном Коллайдере - крупнейшем инженерно-научном сооружении, протяженностью более 20 километров, который проходит по территории двух стран - Швейцарии и Франции. Общественности было сказано, что он был построен на сумму в десятки миллиардов евро с целью изучения рождения Вселенной. Столкновения частиц, которые происходят в коллайдере, позволят нам составить полное представление об определенных явлениях, которые можно увидеть лишь тогда, когда частицы сталкиваются друг с другом с невероятно высокими скоростями. На самом деле это - НЕ ТО, для чего эта машина предназначалась и не то, как она использовалась с момента своего создания. Основная цель ЦЕРНа, преследуемая при строительстве коллайдера, - было открытие портала"...
Глава 3 Одним словом, надо выпить...
Ничего не появляется из ниоткуда.
Ничего не исчезает само по себе.
Всё это - дело рук бестолковых юзеров!!!
На следующее утро, обсудив невиданное доселе происшествие с одновременным отключением электроэнергии во всём городе и окрестностях, студиозы собрались в лаборатории и теперь ругались на трёх языках, так как драгоценный софт категорически отказывался запускаться, горестно возмущаясь на своём цифровом языке коряворукостью пользователей, допустивших некорректный выход из программы.
Капризное квантовое “железо”, слава Богу, из-за нештатного отключения электричества не пострадало, и только одна из камер «HTC VIVE» не подавала признаков жизни, ибо печально висела на кабеле, глядя в пол разбитым объективом. Напротив, в алюминиевом кронштейне, застряла слегка деформированная горошина размером с двухцентовую монету.
Сценарист долго разглядывал изуродованную камеру, аккуратное входное отверстие рядом с ней, мониторы, крепление. Затем выковырял шарик, покрутил его, измерил штангенциркулем, вздохнул и задал неожиданный для всех вопрос:
- Можно ли, ознакомиться со сценарием, загруженным в базу?
- Конечно. А зачем? Вы же сами его писали.
- И что, никто дополнений не вносил?
- Кодеры не справляются с оцифровкой того, что уже в сценарии написано. Что-либо дополнять нет ни сил, ни времени.
- Ну как же не вносили? Кавалерия у вас вообще за сценарным полем скачет.… Причём так реалистично, с таким топотом, что я изрядно перетрусил...
- Звуковую дорожку для кавалерии будем добавлять только через три недели. За это отвечает группа из Гонконга. Я напишу им, спрошу, что они сделали…Папа, слушай, мы – дизайнеры, переписывать твой сценарий нам не хватит ни квалификации, ни времени, ни полномочий, у нас тут свои проблемы - вот видишь – камера минус...
- Ребята, если вам этот артефакт не нужен, я его заберу. А насчет камеры - не беспокойтесь. Сейчас же сделаю заказ производителю , так что ваша отчетность не пострадает. ОК?
Сценарист быстро пошёл к выходу, засовывая горошину в карман, поэтому студенты, продолжившие работу, не услышали его бормотание:
- Ход игры не соответствуют сценарию - это раз. Картинка не соответствует историческим реалиям - это два, 18-миллиметровая картечина, разбившая камеру, и застрявшая в кронштейне, - это три. Одним словом, надо выпить, - это четыре…