Большая прогулка / La grande vadrouille. Франция-Великобритания, 1966. Режиссер Жерар Ури. Сценаристы: Марсель Жюллиан, Жерар Ури, Андре Табе, Даниель Томпсон, Жорж Табе. Актеры: Бурвиль, Луи де Фюнес, Терри-Томас, Клаудио Брук, Майк Маршалл, Мари Дюбуа и др. Фильм четыре десятилетия подряд возглавлял список самых кассовых французских фильмов в прокате Франции – 17 млн. зрителей за первый год демонстрации. Прокат в СССР – 1971. 37,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Вспоминаем рецензию на "Большую прогулку", опубликованную в "Советском экране" в 1971 году:
«Не из одних только низменных рекламных соображений (хотя из них тоже) для участия в фильме «Большая прогулка» были приглашены два самых знаменитых французских комика последнего десятилетия — Бурвиль, ныне покойный, и Луи де Фюнес.
Дело в том, что им в одном на двоих сюжете не тесно. Наоборот, комедийные маски Бурвиля и Луи де Фюнеса настолько различны, что достаточно им появиться в кадре вместе, как между ними возникают антипатии, конфликты, полнейшая несовместимость привычек, характеров, отношения к жизни. Словом, тут-то и начинается комедия.
Луи де Фюнес — это неистовая энергия, яростная подвижность, мелкое диктаторство. Он изобретает проект за проектом, и они рушатся один за другим, но — и это самое забавное — герой де Фюнеса самого своего поражения почти и не замечает, он уже поглощен следующим предприятием, он заворожен своей мнимой удачливостью. Он устраивает чужие дела, не забывая и о себе. Он из тех, кто первым садится за стол и берет себе лучший кусок.
Луи де Фюнес иронизирует над предпринимателем и дельцом нового «динамичного» стиля. Деятельность для него все, сантиментов он не признает.
И не случайно популярность пришла к де Фюнесу, когда ему было уже за сорок, в конце 50-х годов, когда заговорили об «эре процветания» и «эпохе потребления»,
Бурвиль воплощал собой прямую противоположность Луи де Фюнесу. Мечтательный и влюбчивый, он равнодушен к земным благам, с неприятностями легко мирится и во всем умеет находить какое-то удовольствие.
Комизм Бурвиля — в его верности остаткам патриархальности и наивности, которые еще сохраняются в современной «западной» жизни.
Грустно становится, когда подумаешь, что на французском экране не прозвучит больше эта задушевная человеческая мелодия, которая неотделима от всего, что играл Бурвиль, не появится его самое обыкновенное на свете лицо и нескладная фигура. Думается, с Бурвилем французский кинематограф потерял не просто прекрасного и обаятельного актера, но и какую-то частицу доброты, без которой немыслимо искусство.
Быть может, мы еще увидим его фильмы, снятые перед смертью, но эта картина, вышедшая на наши экраны в ту минуту, когда появились в газетах некрологи, стала для нас его последней комической прогулкой.
В «Большой прогулке» Луи де Фюнес — знаменитый дирижер, в парике а-ля Ференц Лист, который ругательски ругает оркестрантов, орет на театральных рабочих, все делает по- своему, вечно всем недоволен; Бурвиль— это тихий маляр, который только и мечтает после всех передряг вернуться к своим кистям и краскам. Маляр Огюстен честно толкает машину с заглохшим мотором, дирижер мосье Лефор подает команды; Огюстен ложится спать голодным, мосье Лефор отправляется искать себе ужин; Огюстен идет пешком, мосье Лефор едет у него на плечах, и — о чудо! — через несколько секунд такого путешествия каждый считает свое положение нормальным.
И эту пару режиссер Жерар Ури, так сказать, впрягает в один воз. На комизме двух разных характеров и темпераментов держался и предыдущий фильм Жерара Ури, «Разиня». Там герой Бурвиля безмятежно отправлялся в свой отпуск в поездку по Италии и Франции, а хитроумный герой де Фюнеса снабжал его шикарным автомобилем, набитым от шин до верха золотом, наркотиками, алмазами, которые надо было перевезти через границу. Бурвиль валялся на солнышке, де Фюнес не спал ночи, охраняя свои драгоценности от конкурирующей банды. Ури взял традиционную схему гангстерского фильма, фабулу «опасного путешествия» и обработал ее в комическом духе.
Вероятно, он недолго мучился, придумывая сюжет для своего следующего фильма. Фильмы о войне много раз рассказывали историю спасения от неминуемого плена или ареста. Ури эту историю спародировал. И уже коли спасают трех английских летчиков, сбитых над Парижем, то французская экспансивность и британская невозмутимость дадут дополнительные краски фильму, а ретивая и тупая гитлеровская полиция завершит комическую картину.
Сюжет да и вся атмосфера происходящего, в сущности, мало волнуют режиссера. Война и оккупация, английские летчики и немецкие эсэсовцы — все это вполне условно, как обозначения на географической карте. По-настоящему Жерар Ури заботится лишь о комическом трюке, о парашютисте, приземляющемся прямо в разинутую пасть бегемота в зоопарке, о ведре с краской, которое разобьется прямо перед носом гитлеровского генерала, о тыквах, которые заменят и пушечные ядра и знаменитые кремовые торты из немых комических лент. При этом ни в изобретательности, ни в профессионализме режиссеру не откажешь. Он свое дело знает.
Ури ставит, так сказать, «чистую» комедию, комедию без всяких посторонних примесей. С жизнью ее соединяют все те же комические маски Бурвиля и де Фюнеса.
Я веду речь не к тому, что в фильме нужно было показать, как тяжка вражеская оккупация, и что в немецкой комендатуре служили не одни болваны, и что не так легко парижскому маляру выдать себя за генерала вермахта. У комедии свои законы и свои права.
Но все же, как видно, слишком чистая комедия то и дело оказывается комедией на холостом ходу. Чего-то не хватает. Время от времени ты ловишь себя на мысли, что тебе и смешно и скучно в одно и то же время.
И вот уже и сам режиссер не знает, куда он идет и когда он должен остановиться. «Большая прогулка» затянулась, и мы уже устаем путешествовать, спасая неунывающих англичан.
В классических комедиях, у того же Чарли Чаплина, в самых невероятных, гротескных ситуациях мы угадываем стоящие за ними жизненные явления.
Но в «Большой прогулке» драматурги и режиссер обыгрывают лишь внешнюю контрастность двух комических темпераментов, контрастность, которой достаточно, быть может, для цепи повторяющихся ситуаций, но маловато для настоящей комедии. А жаль» (И. Лищинский. Последняя прогулка Бурвиля // Советский экран. 1971. № 10. С. 16-17).