Найти тему
РОКЛЯ

Top-10. Nautilus Pompilius

Оглавление

РОКЛЯ представляет свой Top-10 лучших композиций легендарной советской, свердловско-ленинградской группы Nautilus Pompilius.

Ранее Тоp-10 лучших песен был представлен для таких артистов, как: Ария, Metallica, Мумий тролль, Joe Lynn Turner, Черный кофе, Black Sabbath, Легион, Deep Purple, Круиз, Pink Floyd и Rammstein. Также, как и в этих рейтингах, композиции представлены в убывающем порядке.

Также, ранее на канале группе Nautilus Pompilius были посвящены такие обзоры, как: "Пытка взросления", "Прощай, Чужая Земля", "Апельсиновый год", "Апельсиновый рейтинг", и пост "Группа из промобщаги". Вячеслав Бутусов упоминался в обзоре "Галерея лиц".

На момент публикации обзора большинство релизов группы размещено на Яндекс-музыке, но, все же, некоторые записи читателям и подписчикам канала, при наличии желания, придется поискать на просторах Сети.
в 1980-х группа придерживалась эстетики новой волны...
в 1980-х группа придерживалась эстетики новой волны...

1. Князь тишины («Князь тишины», 1988)

Самая атмосферная песня коллектива, и, возможно, вообще лучшее, что было создано на русском языке в new wave. Гипнотически-средний темп, с налетом gothic в музыкальной ткани песни, подчеркивает чувственный вокал Бутусова и около-мистический текст произведения "Впереди доброго князя тишины" венгерского поэта Эндре Ади, который, в русском переводе Леонида Мартынова, певец случайно обнаружил у себя на книжной полке.

Сам Эндре Ади так объяснил сюжет "Князя тишины": "… это высшая сила, и я имел в виду не только то, что человек ночью, в одиночестве, отпугивает от себя жуткую, наводящую страх тишину, но и то, что горе мне, если бы я когда-нибудь, пока я жив, позволил бы себе замолчать и позволил бы, чтобы на меня навалилась тишина, которая страшнее Смерти…".
По словам Вячеслава Бутусова, эта песня: "...редкий случай, я считаю, когда совершенно случайно взятый текст соединился с музыкой", "Меня устраивает такой вид поэзии, текстов, где мало конкретности. Создается настроение, которое рождает эмоции, ассоциации. В этом каждый находит что-то свое".
На вопрос о любимой песне среди написанных им, Бутусов отмечает именно "Князя тишины": «...это песня "Князь тишины". Она меня до сих пор не перестает удивлять. Когда я ее „походя“ случайно откопал в антологии венгерской поэзии, даже не предполагал, что у нее такой глубокий смысл".

Остается добавить, что номер обладал огромным концертным потенциалом, некогда вводя в транс слушателей, и был открыт разнообразным "живым" трактовкам.

2. Чужая земля («Чужая земля», 1992)

Жесткая гранжевая вещь с фирменно-метафоричным текстом Ильи Кормильцева. Где она, эта Чужая земля? Как минимум, это - неизведанная музыкальная территория, на которую так эффектно вступила группа, как максимум - это некие внутренние пространства, на которых так некомфортно, но которые так манят...

3. Боксер («Человек без имени», 1989)

Шедевральная исповедь о подростковой пытке взросления, созданная Дмитрием Умецким, Еленой Аникиной и Ильей Кормильцевым. Убедительное обращение группы к нервозному indie, и весьма недооцененная вещь.

4. Воздух («Титаник», 1994)

Прекрасный пример творческого взросления, когда, отказавшись от "массы инструментов", Nautilus Pompilius смогли создать вещь с прекрасной, тонкой мелодикой и удивительной атмосферой. Текст Ильи Кормильцева обладает удивительной убедительностью.

Кроме студийной, не менее хороши и концертные версии песни - как с "Титаник Live", так и с "Акустики".

5. Чистый бес («Чужая земля», 1992)

Интересное обращение группы к синтезу grunge и gothic, с вязким около-мистическим текстом Ильи Кормильцева.

6. Золотое пятно («Крылья», 1995)

Самая старая на "Крыльях", написанная еще в 1988, эта песня оказалась на альбоме и самой необычной, и самой недооцененной. Обманчивое атмосферное intro переходит в жестко структурированную вещь, в которой обреченные куплеты ждущих символической казни, непредсказуемо сменяются припевами с вневременным спокойствием.

7. Титаник («Титаник», 1994)

Жесткая, обманчиво простая песня с глубоко символичным текстом Ильи Кормильцева. Глубину созданных образов можно увидеть и в клипе (к сожалению, в доступной нам версии видео и звук не совпадают).

8. Люди на холме («Яблокитай», 1997)

20 секунд intro, взятых зачем-то из demo версии песни, переходят в вязкую композицию с темпом ниже среднего, и текстом с около-суицидальным настроением, чем-то присущим почти всему "Яблокитаю". Хороший пример декадентского подхода к созданию музыкального произведения.

9. Пессимистия («Переезд», 1983)

Совершенно недооцененная вещь, с совершенно недооцененного дебютника группы. Единолично написанная Вячеславом Бутусовым, она обладает неповторимым шармом и глубокой образностью, так что иногда даже кажется, что впоследствии автор что-то не только приобрел, но и утратил.

10. Я хочу быть с тобой («Князь тишины», 1988)

Еще одна песня на музыку Вячеслава Бутусова и стихи Кормильцева, которые тот написал почти мгновенно в ожидании свидания. Песня получилась для творчества группы одной из системообразующих - впрочем, вполне заслуженно.

вне рейтинга: Атлантида (remix)

Крайне редкий случай, когда remix на песню получился не просто интересным, а чуть ли не лучше оригинала. Не знакомым с этой переделкой обязательно стоит найти ее и оценить (трек можно обнаружить на сборнике "Серебряный век").

...а в 1990-х - эстетики альтернативной музыки
...а в 1990-х - эстетики альтернативной музыки
В моем представлении, Nautilus Pompilius остаются интереснейшим и нетипичным представителем русскоязычной рок-музыки.
Увлекая нас витиеватостью композиторской мысли и лабиринтами смыслов оригинальной поэзии, творчество этой группы, несомненно, уникально и неповторимо.