Вопреки ошибочному мнению, даже Ветхий Завет обеспечивал многие права женщин. Как и в других обществах древнего мира, женщина была подвластна до замужества воле отца, а затем — мужа (см. Бытие 3:16, Чисел 30:6-9). Еврейская женщина пользовалась большой свободой и уважением.
Рассказывая об обычае выдавать дочерей замуж по усмотрению родителей, Библия приводит пример обращения за согласием к девушке (Бытие 24:58). Бравший в жены пленную женщину, обязан был относиться к ней с состраданием и считаться с ее чувствами (Второзаконие 21:10–14).
Честь женщины охранялась особым законом, тяжко каравшим за изнасилование (Второзаконие 22:25–27). Не менее тяжко каралась и женщина, виновная в добрачной связи после обручения или в измене мужу (Левит 20:10; Втор. 22:20–24). Впрочем, наказание за измену было равносильным и для мужчин тоже.
Почему в Ветхом Завете можно было разводиться?
Моисей запрещает развод в двух случаях:
- обольстивший девицу должен был жениться на ней и ни в каком случае не мог с ней развестись;
- муж молодой жены, если обвинял ее в нечестности и не доказал этого, а напротив, ее родственники доказали противное, должен был заплатить штраф отцу своей жены и уже никогда не мог развестись с нею (Второзаконие 22:13–19, 28-29).
Муж, не мог снова жениться на той же женщине после развода с ней, даже если она потом вступила в новый брак и развелась. Закон оберегал женщину от преследования бывшего мужа даже после развода с ним (Второзаконие 24:1–4).
Моисей давал разводные письма, чтобы упорядочить процедуру развода, а не узаконить. Плюс, защитить права женщины после развода: она могла претендовать на часть имущества и возвращалась в дом родителей.По факту, право развода обычно предоставлялось только мужу, это правда. При этом Закон Моисея на то время был самым прогрессивным в Древнем мире!
Книга Второзаконие защищает возможность для женщины начать нормальную жизнь после развода. С точки зрения Иисуса Христа в этой заповеди Закона о разводе не выражается полнота воли Божией. "Закон говорит вам можно разводиться, а Я говорю вам. что тот, кто разводится, отпускает свою жену, тот вынуждает ее к прелюбодеянию", - говорит Христос. Такой сам прелюбодей, потому что "он разрушает брак, разрушает единую, Богом установленную, связь мужчины и женщины. И тот, кто женится на разведенной, тоже совершает преступление против брака другого человека", - объясняет архим. Ианнуарий (Ивлиев) Слова Иисуса Христа разводе.
Что говорит о женщинах Новый Завет
В Библии много упоминаний о женщинах, и многие из них показывают, что женщины имеют равные права с мужчинами в глазах Бога. Например, в Послании к Колоссянам 3:11 говорится:
"Здесь нет грека и иудея, обрезанного и необрезанного, варвара, Скифа, раба и свободного, но Христос есть всё и во всём". Также в Библии упоминаются женщины-пророкини, которые способны служить Богу и передавать Его послания людям (Наум 1:1, Исход 15:20).
В Новом Завете есть много примеров женщин, которые играли важную роль. Например, Мария Магдалина была одной из первых, кто увидел Воскресшего Христа, и после этого она стала первым проповедником (Иоанна 20:11-18). Еще одним примером является фигура Марии, сестры Лазаря, которая сидела у ног Иисуса и слушала Его учение, что было необычно для женщин в те времена (Луки 10:38-42). В Церкви Мироносицы называются "раноапостольными", то есть признаются равными апостолам.
Также в Новом Завете есть упоминания о женщинах, которые служили в церкви и помогали апостолам. Например, в Римлянам 16:1-2 говорится о Фиве, которая была служанкой церкви в Кенхреах, и которой Павел передал приветствие. Также в Филиппийцам 4:2-3 упоминаются Еводия и Синтихия, которые трудились вместе с апостолом Павлом в миссионерском служении.
Нельзя не вспомнить Пресвятую Богородицу - "Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим". В Православии Богоматерь почитается даже превыше архангелов и ангелов!
Следует отметить, что в то время женщины не имели равных прав с мужчинами в обществе и были подчинены мужчинам. Это отразилось и в церковной жизни - женщины не могли быть священниками или епископами в Церкви. Однако, они могли служить в церкви в качестве диаконисс и помогать в делах Церкви. И хотя в Православии нет женского священства, сегодня есть женские монастыри, возглавляемые игуменьями - женщинами, а не мужчинами.
В целом, можно сказать, что Библия подчеркивает равенство перед Богом всех людей, включая женщин, и призывает к уважительному отношению к ним. Однако, конкретные права и роли женщин в общественной жизни могут различались в зависимости от культурных и исторических контекстов.