Православные верующие 25 марта чтут память удивительного православного святого, преподобного Симеона Нового Богослова. В этот день 1001 год назад он закончил земной путь в монастыре, основанном им самим на берегу пролива Босфор, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Это был одновременно схимонах-аскет и церковный деятель, проповедник и утонченный богослов-философ, созерцатель-мистик и вдохновенный поэт. Его произведения отличались такой глубиной созерцания истин христианского вероучения, что святой Симеон удостоен наименования Новый Богослов. За всю историю Православной Церкви было всего три случая такой высокой оценки богословских трудов, и только трое святых официально именуются богословами: евангелист Иоанн (I в.), архиепископ Григорий Назианзин (IV в.) и игумен Симеон (X-XI в.).
Житие
Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 949 году в городе Галате, в Малой Азии (сейчас это территория Турции). Родители его, Василий и Феофания, были людьми знатными и богатыми. Святой Симеон получил блестящее образование в Константинополе и занимал высокое положение при дворе, будучи приближенным императора Василия II.
Однако молодой человек искал в жизни иных, духовных достижений и выбрал путь монашества — в возрасте 25-27 лет он оставил двор и поступил в Студийский монастырь, где предался строгому подвижничеству под руководством духовно опытного старца Симеона Благоговейного.
Из Студийского монастыря святой Симеон по совету своего духовного наставника перешел в монастырь святого Маманта, который также находился в Константинополе. Молодой инок настолько преуспел в духовном подвиге, что вскоре получил сан священника и был избран игуменом, т. е. возглавил эту обитель. Симеону был тогда 31 год.
Около 1005 года преподобный сам оставил должность настоятеля обители, но продолжал жить в том же монастыре. В это время он писал свои богословские труды.
Последние годы жизни святого Симеона прошли в основанном им на берегу Босфора монастыре святой Марины. Помимо написанных им книг, преподобный еще при жизни прославился множеством чудесных исцелений, совершавшихся по его молитвам, прозрением будущего.
Скончался святой подвижник в 1022 году, в день предсказанный им самим. Ученик святого Симеона преподобный Никита Стифат составил подробное описание жизни Симеона Нового Богослова.
Богословские труды
Святой Симеон оставил богатое письменное наследие. Образцом высокого богословия и поэтичности являются 70 небольших поэм — «Гимны Божественной любви». Это одно из самых уникальных духовных произведений за 2 тысячелетия христианства. Гимны — своего рода автобиография, в которой автор искренне и доверительно, в стихотворной форме повествует о личном опыте богообщения и богословских воззрениях.
Когда святой Симеон писал свои творения, то был убежден, что Бог дает благодать всем, кто искренне ищет единения с Ним, поэтому стремился передать свой сокровенный, духовный опыт не только братьям-монахам, но и всем христианам, ищущим духовного совершенствования.
Все писания Симеона Нового Богослова пронизаны опытом переживания Божественного присутствия. Его богословие — светлая, ликующая поэзия, рожденная переживаниями человеческой души, встретившей Бога. Святой через строки беседует с Богом, с любовью изливает перед Ним душу и неустанно изумляется, как прекрасен его Бог и Господь. Например: «Как труба никогда не даст звука без вдыхания, так и я без Тебя — как бездушный. Тело без души совершенно не может действовать; так и душа без Духа Твоего не может ни двигаться, ни соблюдать заповеди Твои, ни видеть Тебя не может, ни предстоять Тебе, ни разумно воспевать славу Твою, о Боже мой!»
Значительная часть произведений великого византийского богослова была издана в 1790 году в переводе на новогреческий язык. С этого издания святитель Феофан Затворник перевел «Слова» преподобного Симеона на русский язык.
Первое издание древнегреческого оригинала (текст восстановлен по рукописям XI–XVII веков) осуществлено в 1957–73 годах французским религиозным издательством Cerf.
Есть и современные переводы на русский язык некоторых трудов Симеона Нового Богослова, один из них сделал митрополит Иларион (Алфеев).
Храм в Логойске
Единственный храм в Беларуси (а на территории СНГ их всего 4), причем совсем недалеко от столицы, имеет придел, освященный в честь преподобного Симеона Нового Богослова. Это церковь святителя Николая Чудотворца в Логойске.
Многие знают и посещают ее ради криницы, где и воды целебной можно испить и окунуться с головой — здесь расположены две купальни. Однако не только ради этого стоит приехать в Логойск.
Свято-Никольская церковь уникальна еще и тем, что она — единственная в нашей стране, где настенные росписи иллюстрируют эпизоды из книги «Апокалипсис». Это картины из откровения апостола Иоанна Богослова о конце времен и Втором Пришествии на землю Сына Божия. Но они представляют собой далеко не мрачные изображения, а росписи, где преобладают ярко-синие и голубые тона.
Роспись стен Свято-Никольского храма выполнена мастерами Троице-Сергиевой лавры, которые рисовали семь лет, чтобы успеть к празднику 1000-летия Крещения Руси (1988 год).
Подготовила Елена Наследышева
Фото sobor.by, из открытых интернет-источников
Смотрите также: