Найти в Дзене

Хаос в Excel/Google таблицах в компании и что с этим делать

Оглавление

Я видел много Excel/Google таблиц в компаниях. Нет, не так. Я видел МНОГО таблиц.
И все они разные, на все случаи жизни. У компании может быть несколько десятков разных таблиц, в которых собираются данные.
Часто это бесит руководителей, т.к. не понятно где находятся данные.

В чем минус использования таблиц в компании:

  • Человеческий фактор при внесении данных. Человек совершил ошибку, её сложно обнаружить
  • Если в таблицах есть расчет показателей, руководителю сложно проверить логику расчета -> есть подозрение, что итоговые цифры не верны
  • Проблема безопасности: сотрудник может переслать таблицу любому постороннему человеку
  • Каждый сотрудник делает таблицы под себя. Сотрудник увольняется, новому сложно разобраться в логике и подхватить работу.
  • Google таблицы при объеме строк больше 10 000 начинают тормозить
    Свежий пример: в компании были разработаны Google таблицы со скриптами, в один день они перестали работать, данные не загружаются, аналитики нет.

Какое решение:


Для чего мы используем таблицы? Для ввода и просмотра данных.

Я предлагаю эти функции разделить:
1. Ввод данных
2. Просмотр данных/визуализация для принятия управленческих решений

О каждой функции подробно:

1. Ввод данных

Вводить данные лучше не в таблицах, а в специальных инструментах.

Пример:
1С, CRM, МойСклад, ERP, рекламные кабинеты, ПланФикс, ФинТабло и пр.

Задача на этом этапе привести в порядок заполнение данных

Например, CRM:
— Корректно ли менеджеры заполняют поля в CRM?
— Заполняется ли автоматически поле «Источник лидов»?

+ добавить «защиту от дурака»: сделать обязательные к заполнению поля. Менеджер не сможет не заполнить нужное поле.

Инструменты могут быть ручные и автоматические.

Ручные - когда вы вводите данные сами (например, заполнение CRM)
Автоматические - телефония, рекламные кабинеты - данные появляются там автоматически.

2. Визуализация данных для принятия управленческих решений

Можно настроить визуализацию в инструментах ввода, например, в CRM можно смотреть статистику по сделкам.

Но в инструментах не всегда удобная визуализация + бывает необходимо совместить несколько источников и посмотреть сводные данные.

Пример:
В 1С себестоимость, в рекламных кабинетах - рекламный бюджет, в CRM - статусы сделки.

Вам хочется посмотреть какая стоимость успешной сделки по рекламному бюджету, какой средний чек и какая маржинальность.

Для визуализации удобно использовать BI инструменты (BI - Business intelligence, Бизнес Аналитика)
Я, например, работаю в PowerBI.

В чем плюсы BI перед таблицами?

  • Данные автоматически подтягиваются из разных сервисов
  • Можно сделать сводные данные из разных сервисов и рассчитать показатели (как в примере про стоимость успешной сделки по бюджету и маржинальность)
  • Отчет обновляется ежедневно автоматически
  • В отличии от Excel в BI мы разрабатываем логику, а не оперируем ячейками, ошибки при вводе данных сразу видны (чаще всего, но не всегда)
  • В BI можно сделать быстрый эксперимент с визуализациями и показателями.
    Слова моего клиента: «В 1С делать новый отчет долго — нужно объяснять 1С-никам что мы хотим, потом ждать, потом корректировать. А в PowerBI мы придумали идею - какие показатели и графики нужны для сотрудников и сразу реализовали. Если график не подошел, быстро переделаем»
  • Красивые графики, понятные данные в разных разрезах на одном экране
  • Разграничение доступа для разных сотрудников (руководитель компании видит все, РОП - по отделу продаж, менеджер отдела продаж - только своих клиентов)

Вывод:

Если вас пока устраивают данные в таблицах, оставайтесь в таблицах.
Но переход к сервисам ввода и BI инструментам я считаю этапом взросления и систематизации компании.

И на последок: УПРОЩАЙТЕ. Чем проще, тем лучше.

_________________________
Если вам понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на мой канал
ЗДЕСЬ и добавляйтесь в Telegram канал, чтобы не пропустить новые публикации!