Найти тему
ManGO! Games

Проектирование образовательных решений: популярные модели

Оглавление
Как происходит проектирование образовательного решения
Как происходит проектирование образовательного решения

Существует множество моделей разработки обучающих решений. Любая модель представляет собой последовательность процедур, выполняемых поэтапно. Каждая процедура имеет свои задачи, свои методы и инструменты.

Ни одна модель никак не привязана к какому-либо рабочему месту. Они позволяют спроектировать и корпоративное обучение, и бизнес-тренинг для конкретной задачи, и дополнительное образование для взрослых или школьников.

Перечислим самые популярные модели педагогического дизайна:

  • Модель ADDIE (analysis, design, development, implementation, evaluation).
  • Модель последовательных приближений (SAM — Successive Approximation Model).
  • Модель обратного дизайна (backward design, understanding by design).
  • Модель Дика и Кэри (Dick and Carey Model).

ADDIE считается классической моделью. Этапы этой модели:

  • анализ,
  • проектирование,
  • разработка,
  • внедрение,
  • оценка.

В последние годы отдают предпочтение гибким моделям, поэтому все более популярной становится модель последовательных приближений Майкла Аллена (SAM). При гибких подходах прототип создается максимально быстро, по ходу проверяется, пересматривается, совершенствуется, пока все заинтересованные стороны не будут удовлетворены.

Рассмотрим каждую модель подробнее.

Модель ADDIE

ADDIE — это линейная стандартная модель из пяти этапов

  1. Анализ.
  2. Проектирование.
  3. Разработка.
  4. Реализация.
  5. Оценка.

ADDIE называют моделью здравого смысла. Она логична, понятна, очевидна. Линейная структура соответствует традиционным подходам. Благодаря всему этому модель не теряет своей популярности несмотря на появление многих новых. Читайте подробнее о модели ADDIE.

Модель последовательных приближений (SAM)

SAM – одна из самых популярных альтернатив модели ADDIE.

Модель предлагает короткие повторяющиеся шаги – итерации. Каждая итерация расширяет возможности продукта, добавляя ему новые качества.

Полная модель SAM включает в себя 8 этапов:

  • 1) подготовка,
  • итеративное проектирование: 2) дизайн -> 3) создание прототипа -> 4) тестирование -> 5) сбор обратной связи,
  • итеративная разработка: 6) разработка -> 7) внедрение -> 8) оценка.

Читайте подробнее о модели SAM.

Модель обратного дизайна

Модель предлагает начинать разработку с конца. Сначала поработать над пониманием желаемого результата, потом определить, каким образом можно оценить достижение этого результата, и на основе полученного представления начинать думать над форматами обучения и контентом.

Читайте подробнее о модели обратного дизайна.

Модель Дика и Кэри

Эту модель педагогического дизайна называют моделью системного подхода.

В основе модели Дика и Кэри (Dick and Carey Model) лежит связь между контентом, контекстом, поведением учащихся и методикой обучения. Подобно модели обратного дизайна, модель Дика и Кэри предполагает начало разработки с конца. Сначала определяется цель обучения, потом параллельно ведутся этапы и итерации.

Модель предполагает следующие этапы:

  • Определение целей обучения.
  • Педагогический анализ.
  • Анализ целевой аудитории и контекста.
  • Определение поведенческих целей.
  • Разработка контрольно-измерительных материалов.
  • Разработка стратегии достижения учебных целей.
  • Разработка и выбор учебных материалов.
  • Разработка и проведение формативного оценивания.
  • Оценка качества обучения.

Узнайте больше о модели Дика и Кэри.

Модель SMART

SMART (Specific, Measurable, Attainable, Relevant и Time-bound): Конкретный, Измеримый, Достижимый, Актуальный и Ограниченный во времени.

Особенность модели в том, что она обеспечивает зависимость скорости выполнения задач от правильности их формулировки. При этом не имеет значения, каким образом будут достигнуты цели.

Узнайте больше о модели SMART.

Модель ALD

Модель педагогического дизайна ALD – самая гибкая модель, отличающаяся скоростью и кооперативностью проектирования. Отлично подходит для создания курсов дистанционного обучения, в которых нужна интенсивная подача учебного материала.

Узнайте больше о модели ALD.

Если модель ADDIE позволяет создавать универсальные программы, то модели SMART и SAM упрощают и ускоряют разработку дистанционных программ, а ALD – лучший выбор для курсов узкой специализации.

Как выбрать модель педагогического дизайна

Эксперты считают, что главное в педагогическом дизайне не выбор модели, а выбор фокуса при достижении цели.

Чтобы определиться с фокусом, нужно ответить себе на вопросы:

  • Какую проблему мы собираемся решить и точно ли она решается с помощью обучения?
  • Ориентированы ли мы на педагогические принципы?
  • Смогут ли участники учебной программы применить знания на практике?

Рассмотрим каждый вопрос подробнее.

Какую проблему решаем? Иногда мы пытаемся решить обучением то, что не зависит от обучения. Продавцы не продают? Возможно, они умеют продавать, но не мотивированы делать это или делать это в этой конкретной компании. Возможно, нужно работать не с обучением искусству продаж, а с корпоративной культурой и системой мотивации. Когда выяснится, что дело именно в обучении, можно будет выбирать модель педагогического дизайна. Но предварительно нужно ответить себе и на другие вопросы.

Убедившись, что вашим сотрудникам не хватает именно знаний, убедитесь, что вы готовы применять принципы педагогики. Ориентируетесь ли вы на педагогические принципы? Готовы учитывать особенности участников программы обучения, возраст, опыт, мотивацию? Можно заказать разработку или купить готовый курс, но не достигнуть цели. Так бывает, когда не учтены педагогические принципы.

Обучение необходимо, чтобы применять новые знания и навыки на практике. Будет ли возможность у ваших участников применить на практике полученные знания? В результате обучения у них должно измениться поведение, которое нужно закрепить уже в процессе обучения. Отсюда необходимость определиться со средствами обучения – симуляции, игры, кейсы, проекты.

Сам по себе выбор модели не решит всех проблем, которые могут быть у компании. Большинство проблем связаны с отсутствием системы и осмысленности в действиях.

Важно помнить, что любой дизайн имеет своей конечной целью результат, а не процесс его достижения.