Написать полную историю нашего мира невозможно. Историю такой большой страны, как Россия, тоже очень сложно. Уж слишком много природных зон и регионов она включает. Откройте любой учебник истории России: это будет история государства, расширявшего сферу своего влияния из Восточной Европы во всех направлениях, но едва ли вы найдёте в нём сведения о многовековой истории Кавказа, Сибири, Поволжья, Урала и других мест.
Совсем другое дело — остров Итуруп. Взберёшься здесь на место повыше — и словно оседлаешь гигантскую птицу, раскинувшую свои 100-километровые крылья над морем-океаном. Несёт она тебя куда-то, а ты разглядываешь причудливые рисунки её перьев, и вдруг начинаешь видеть её историю насквозь — от начала времён.
Видишь, как поднялись над поверхностью моря клубы пара, а за ними столбы лавы, и стали создавать посреди воды кусочки земной тверди, которые росли и росли, пока не слились в один большой остров. А лава всё продолжала течь, рождая новые слои разных цветов, а встречаясь с водой, создавала тысячи неповторимых скал — чёрных и белых, твёрдых и сыпучих.
Когда жерла потухли, их заполнили озёра, от них потекли реки к морям, а из морей устремились к острову рыбы. По земле расползлись мхи и травы, заросли бамбука и кедрового стланика, расселились медведи и лисы, орланы и вороны, каланы и сивучи.
Затем приплыли на своих лодках люди, стали жить там, где и от моря, и от леса кормиться можно, охотились на зверя и ловили рыбу, брали понемногу и не забывали отдавать, песнями и танцами обращая свою радость божествам. Потом стали приплывать другие люди, на кораблях побольше, рисовали карты, ставили столбы с непонятными знаками, строили каменные дома и иногда стреляли из пушек, и тоже ловили рыбу. Наконец, стали прилетать самолёты, бросали на остров бомбы, потом привозили других людей, которые строили другие дома, прокладывали дороги, ездили по ним на машинах, но всё так же ловили рыбу.
Сидишь на высоком месте, видишь всё это разом, и понимаешь, что в любом другом месте мира всё было примерно так же. Но только на Итурупе ты можешь это понять.