Несколько слов о футболе
С момента описанных событий прошло уже восемь месяцев и все это время я откладывал написание этой заметки. Причина банальна — восстановление после этого восхождения весьма подзатянулось. Заставить себя заново пережить все заново, оказалось не такой уж и простой задачей. Но хватит сантиментов — поехали!
Быстрее, выше, сильнее!
Набегавшись по уральским горам, в 2018 году я довольно неожиданно для себя оказался на южном склоне Эльбруса. И это был мой первый опыт восхождения на Большую гору. Восхождение далось мне тогда непросто, но в и этом оказалась вся манящая прелесть гор — на разнице потенциалов жизнь ощущается острее, многие вызовы обывательской жизни уже не выглядят такими неразрешимыми. И да — тогда я окончательно заболел этим странным видом времяпровождения.
Поиски ответа на вопросы зачем я иду в горы, так и остался для меня самого до конца неразрешенным, но поскольку у самурая есть только путь и горы, то в них надо идти. И я пошел. Пошел в следующий раз на Казбек и этот поход был более высокой категории сложности (с севера), а на его прохождение у нас гидом Юлей ушло чуть более четырех суток.
Возвращаясь с Казбека я довольно явственно ощутил, что ничего более сложного физически и психологически мне переживать в своей жизни еще не приходилось. Где-то на крутой сыпухе контрфорса пика ОЖД, обезвоженный и придавленный тридцати килограммовым рюкзаком, я был на грани внутреннего отчаяния — в тот момент мне казалось, что дотянуть до отметки хотя бы 3500 метров мне не судьба. Оказалось — судьба.
Прошел год и вот снова звонок — "А может Эльбрус?". Может! Вот только идти с юга уже не комильфо, нужно без халявной инфраструктуры — идем с севера. С севера, конечно, красиво и брутально, но чего-то не хватает. Точно! Пойдем траверсом с севера на юг. Мало. А давай еще с траверсом обеих вершин? А — ну вот теперь норм.
Недолгая подготовка и вот в середине июня я опять уже в знакомом аэропорту Минеральных вод, где меня подхватывает гид Юля на своей машине и мы прямым ходом мчим в Пятигорск. В Пятигорске мы пересаживаемся на трансферный внедорожник и неспешно выдвигаемся на поляну Эммануэля.
Юг против Севера
Для тех, кто ранее не был на склонах Эльбруса и слабо понимает специфику восхождения в Больших горах, необходимо сделать ремарку по поводу разницы в маршрутах. Практически все, что вы могли ранее слышать про восхождение на Эльбрус, скорее всего касалось маршрута с юга (1Б). Подавляющее количество новичков идут именно этим маршрутом, поскольку он максимально облегчен и комфортен.
Начинается южный маршрут от поляны Азау (2200 метров) и до 3850 метров (станция Гарабаши) его сопровождает горнолыжный подъемник. Вокруг станции Гарабаши находится множество приютов разной степени комфорта и стоимости. Далее при желании можно пересесть на ратрак и подняться при удачном стечении обстоятельств вплоть до 4900-5000 метров. Фактически с этой точки до вершины (западная — 5642 метра) остается не более 700-800 метров по вертикали, что многим кажется довольно простой задачей, особенно учитывая, что по этому маршруту идут налегке, взяв с собой только питье и немного еды.
Но это обманчивое и очень опасное для новичка представление — начиная с примерно с 1500-2000 метров восходитель попадает во все более разрешенное пространство. С каждым пройденным вертикальным метром парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе неуклонно падает — на высоте всего в 5 километров оно будет составлять половину от того, что вы вдыхаете на уровне моря.
Переведя эти сухие данные на последствия для организма, можно определенно сказать, что если неподготовленного человека быстро перенести на высоту вершины Эльбруса, то очень быстро ему станет плохо, а следом он начнет терять сознание. Если его быстро не спустить вниз, то с очень большой вероятностью человек впадет в кому, которая приведет к смерти.
В зависимости от степени акклиматизации, программы восхождения и особенностей организма, каждый из альпинистов по-разному переживает нахождение на высоте. Если по какой-то причине программа акклиматизации форсируется или нарушается, то даже здоровый во всех отношениях человек скорее всего ощутит последствия горной болезни (в быту — "горняшки") — сначала это проявится в виде головной боли (отеки), расстройства пищеварения (гибель аэробных бактерий в кишечнике), сильного сердцебиения (нехватка кислорода в крови в виду недостаточного количества в ней красных кровяных телец). В негативных сценариях, как я уже написал выше, возможен летальный исход из-за отека мозга и легких.
По этим причинам, не имеет принципиального значения сколько километров и с какой скоростью вы можете пробежать на уровне моря — в горах первоочередное значение имеет достаточная акклиматизация. Акклиматизация достигается постепенным набором высоты. Я не буду вдаваться в подробности этого процесса, лишь замечу, что чаще всего используется так называемая "пила" восхождения — набор высоты до 1 000 метров и ночевка на высоте на 500 метров ниже.
Обычно программа восхождения коммерческих групп с юга занимает 7-10 дней — за это время восходители постепенно достигают верхней границы скал Пастухова (4800 метров), отдыхают 1-2 дня в Азау или Терсколе и далее выходят на штурмовое восхождение с высоты "бочек" (3800-4100 метров) или доезжают на ратраке до 4600-5000 метров. Как я уже говорил — в виду наличия развитой инфраструктуры на южном склоне на эти выходы альпинисты идут без тяжелых рюкзаков максимально облегченные.
Однако не югом единым может порадовать желающего Эльбрус. Помимо него есть также западный (3А), восточный (2Б) и северный (2А) маршруты. Первые два для новичков вообще не подходят, поскольку требуют навыка скалолазания. Однако маршрут с севера, так же как и южный, преодолевается ногами в связках и отличается от южного отсутствием развитой инфраструктуры и видами дикой нетронутой природы.
Итак, наш первоначальный план восхождения был таков:
1 день — прибытие на поляну Эммануэля (2500 м)
2 день — акклиматизационный выход в штурмовой лагерь (3800 м), ночевка на поляне Эммануэля
3 день — переход с вещами в штурмовой лагерь на ночевку
4 день — акклиматизационный выход до нижних скал Ленца (4600 м), ночевка в штурмовом лагере
5 день — заброска вещей на скалы Ленца (4800 м), ночевка в штурмовом лагере
6 день — отдых на поляне Эммануэля
7 день — переход на 4800 м, ночевка в палатке
8 день — выход на штурм с рюкзаками в 2-3 утра, подъем на седловину, где оставляем рюкзаки, поочередно поднимаемся на восточную (5621 м) и западную (5642 м) вершины налегке, спуск до 16.00 на юг до Гарабаши.
9 день — резерв
Поляна Эммануэля (2500 м)
В 1829 году генерал русской императорской армии Эммануэль организовал экспедицию на Эльбрус. В течение нее группа альпинистов более 30 человек предприняла попытку подняться на восточную вершину Эльбруса и 22 июля это удалось одному из них — местному жителю Киллару Хаширову. Остальные участники группы вершины не достигли, но были близки к этому. Сам Эммануэль наблюдал за восходителями из подзорной трубы с большой поляны на высоте 2,5 километра у подножия Эльбруса, где и находился базовый лагерь экспедиции.
Как вы понимаете — в последствии эта просторная поляна (два на полтора километра) была названа именем Эммануэля и она же до сих пор является местом базового лагеря любого восходителя на Эльбрус с севера. Сейчас здесь помимо лагерей альпинистских компаний, находится пункт МЧС. Связь здесь есть только от Мегафона (базовая станция работает только в сезон и он начался буквально за пару дней перед нашим прибытием). Это фактически последний оплот условной цивилизации — выше все будет значительнее суровее, а связь весьма неустойчиво будет только в штурмовом лагере.
На поляну мы приехали уже ближе к вечеру в сильном тумане. Водитель высадил нас возле горной речки Кызылкол, попрощался и покинул нас: дальше он ехать не мог в виду бурного потока, набравшего силу за счет оттаявшего за день ледника. Сразу за речкой начиналось кажущимся в тумане бесконечным покрытое травой и цветами плато, а где-то за границей видимого ждал нас базовый лагерь.
Встегнулись в рюкзаки, перешли по хлипким доскам через ревущий поток воды и пошагали по отчетливо выделяющимся колеям дороги в сторону базового лагеря. Примерно через километр из тумана вынырнули ворота КПП.
Быстро нашли площадку альпинистской компании где мы арендовали место для палаток, решили административные вопросы и поставили сами палатки. Ранний ужин и отход ко сну. Подняло меня за несколько минут до восхода солнца. Подхватил камеру и побежал по прилегающим склонам в поисках кадров.
Позавтракали, собрали часть пока не нужных вещей на заброску и выдвинулись в штурмовой лагерь на акклиматизацию.
Подъем первое время шел вдоль ущелья, на дне которого ревела горная речка. Шлось довольно ходко и я постоянно убегал вперед. На исходе часа петляющая между скал тропка неожиданно вывела нас на огромное ровное плато, еще более впечатляющее по размерам, чем поляна Эммануэля.
Немецкий аэродром (2850 м)
Вы наверное слышали про священную Шамбалу — во время Второй мировой войны мистицирующий Третьий Рейх активно искал страну Счастья — Шамбалу, которая по их мнению должна была находиться на горе Ариев (Эльбрусе).
По легенде, на сухое туфовое озеро на высоте практически в три километра осенью 1942 года "Фокке-Вульф" высаживал буддийских монахов, которые должны были медитировать чтобы проникнуть через "открытое небо" в будущее. Будущее тибетские ламы предсказали нацистам печальное, поэтому самолет улетел без монахов — последние остались где-то под серыми камнями урочища Джилы-Су.
Но если исходить из более достоверных сведений, то скорее всего причиной появления нацистов на склона Эльбруса послужили поиски молибдена и вольфрама, в которых остро нуждалась военная промышленность фашисткой Германии. Также достоверно известно про борьбу альпинистов с обеих сторон за формальный контроль вершин. Сначала горные стрелки "Эдельвейса" водрузили над Эльбрусом стандарты с свастикой, которые в феврале 1943 года были сброшены советскими военными альпинистами и над самой высшей точкой Европы алым кумачом развился государственный флаг СССР.
Но мы лезем вверх дальше, Следующая наша остановка — Грибы.
Каменные грибы (3200 м)
Каменные грибы на высоте 3200 метров — это вполне себе самостоятельная финальная цель многих восходителей с севера Эльбруса. Она не требует ни специальной физической подготовки, ни экипировки — сюда может подняться любой физически здоровый человек.
Из-за странной и весьма разнообразной формы эти столбы выветривания, привлекают к себе множество туристов. Есть мнение, что на поляне Каменных грибов какая-то особая энергетика — утверждать это не возьмусь.
Далее до штурмового лагеря подъем оказался весьма крут, но сил у меня было в избытке и я не экономя их бодро шел далеко впереди, первым дойдя до цели нашего сегодняшнего выхода.
Однако форсирование без акклиматизации тут показало мне на мою ошибку — в штурмовом лагере меня стало мутить и вырвало. Мы слегка перекусили, оставили принесенные вещи и пошли вниз на поляну Эммануэля. Недомогание меня отпустило, но очень хотелось спать и практически всю обратную дорогу я шел в сильной дремоте. Правда пришел к нашим палаткам опять сильно первый. Забрался в спальник, проспал пару часов и проснулся уже здоровый и голодный.
На этом все.
Продолжение: "Крест" Эльбруса с севера на юг. Путь к вершинам
Слава роботам.