Найти тему
Мама, не ори!

Глубокий педагогический смысл в коротком детском рассказе

Рассказы Виктора Драгунского знакомы практически каждому. Писатель через них воспитывает не только детей, но и их родителей. Он заставляет взрослых задуматься, правильно ли они поступают, заслуживает ли ребенок такой реакции или можно было бы сделать иначе?

Вот, например, рассказ «Третье место в стиле баттерфляй». Для тех, кто не читал рассказ или не помнит его содержание, напомню вкратце суть. Дениска участвовал в соревнованиях по плаванию, занял там третье место и спешил домой, чтобы поделиться этой радостной новостью с папой.

Сначала папа радуется, что его сын — бронзовый призер, все-таки третье место — это хороший результат. Не такой, конечно, как первое место или второе, но тоже неплохо.

Потом папа начинает выяснять, кто занял первое и второе место, и искренне радуется успехам других мальчиков. После папиного вопроса про четвертое место становится понятно, что его просто нет.

Тренер сказал, что четвертое место не занял никто, потому что все остальные восемнадцать человек заняли третье место.

В этом моменте папа снова углубляется в чтение газеты, а у мальчика пропадает хорошее настроение.

Казалось бы, короткий детский рассказ, но сколько в этом рассказе поводов для размышлений!

Автор оставляет читателей наедине со своими мыслями, он не рассказывает, что было дальше, что думал отец, о чем грустил мальчик, как вела себя мама. Он словно предлагает самим дорисовать картину и сделать выводы.

Приятно удивил подход тренера. Необычно для спорта, где культивируется соревновательный дух, поощряется конкурентная борьба, стремление к победе любой ценой, лидерство. Здесь же как будто нет проигравших, все хорошо потрудились, значит, все молодцы. Каждый победил в этом соревновании и не важно, что третье место занял не один мальчик, а восемнадцать. Для детской психики это неплохо, если не углубляться в спортивную психологию и методику воспитания будущих олимпийских чемпионов. Мы не знаем, это была серьезная спортивная школа или просто секция, чтобы дети могли учиться плаванию в комфортном для себя режиме.

А вот реакция отца удивила. Ребенок шел домой и предвкушал, как он сейчас расскажет про свою победу, как папа будет гордиться им, ведь папа всегда говорил, что мужчина должен уметь плавать. И папа, правда, весь расцвел, когда услышал про третье место. И от этого настроение ребенка стало еще лучше.

А потом все старания ребенка словно обнулились. Раз вместе с ним еще восемнадцать человек, то он и не достоин похвалы, его участие в соревнованиях можно обесценить.

Примечательно, что отец словами это никак не выражает, он просто говорит: «Все понятно», и хорошее настроение сына пропадает.

-2

Родителям не надо что-то говорить вербально, дети прекрасно считывают отношение и настроение без всяких слов. Мальчик все прекрасно понял. Конечно, он не оперировал такими понятиями, как обесценивание, высокие требования, родительские амбиции, но свои ощущения он точно запомнит надолго.

Я не очень согласна с тем, что этот рассказ учит детей не хвастаться, тем более когда повода, оказывается, нет.

Думаю, это рассказ для нас, родителей, чтобы мы лишний раз подумали, а не слишком ли мы строги к своим детям? Правильно ли мы поступаем по отношению к внутреннему миру ребенка?

А какой смысл в рассказе увидели вы?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пишу для тех, кто воспитывает детей и интересуется жизнью📕

Российская литература
0