Отчитываясь перед народными избранниками в Госдуме, премьер-министр Михаил Мишустин рассказал, как правительству удалось в прошлом году противостоять беспрецедентному санкционному удару и даже создать условия для возврата экономики на траекторию роста в 2024 году. Мишустин похвалил работу Центробанка, сказал о перестройке товарно-логистических цепочек бизнесом, о "русских офшорах", постепенном снижении административной нагрузки, индексации социальных выплат, рекордном урожае зерновых, достижениях дорожных строителей и т. д. Всё это внушает определённый оптимизм, однако наибольший интерес вызвало заявление о планах выпускать с 2026 года по 100 отечественных самолётов ежегодно.
В этой связи вспоминается песня Юрия Антонова "Долгожданный самолёт", прозвучавшая в 1984 году, когда с авиапромышленностью в СССР было всё в порядке. В её припеве звучат такие слова: "Только в полётах живут самолёты, только в полёте растёт человек...". Либеральная верхушка во власти отказала российским самолётам в шансе на жизнь, так как она решила по каким-то своим соображениям (видимо, корыстным) пересадить всех на иностранные "Боинги" и "Аэробусы". Ошибочным было и решение создавать современные пассажирские лайнеры Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) и МС-21 в рамках широкой международной кооперации. Еще в 2020 году Минторг США ввёл санкции против флагманских проектов отечественного авиастроения, что создало проблемы с получением композитных крыльев, двигателей и авионики.
В конце февраля прошлого года США и Евросоюз воспользовались предлогом начала СВО на Украине, чтобы нанести по России новый удар: они закрыли своё воздушное пространство для российских самолётов, запретили поставки авиационной техники и запчастей в нашу страну и ввели ограничения на их обслуживание. Стало проблематично вообще летать за границу на импортных лайнерах, находящихся в лизинге. Как сообщил глава Минтранса, в конце марта прошлого года из 1367 самолётов за рубежом было арестовано 78. В Брюсселе не скрывали своих целей: добиться деградации одного из ключевых секторов экономики России и её возможностей в области сообщения, злоупотребляя тем, что три четверти коммерческого воздушного флота страны были построены в ЕС, США и Канаде.
Когда стало понятно, что надеяться мы можем только на себя, ученые и конструкторы, промышленники и эксперты включились в поиск ответов на возникшие вызовы в сфере авиастроения. Было решено форсировать работу над гражданскими самолётами МС-21 и SSJ100, насытить рынок различным типажом самолётов ближне- и дальнемагистральных, в том числе и таких испытанных, как Ту-214 и Ил-96. При этом пришлось решать проблемы с композитными крыльями для МС-21, производством отечественных двигателей ПД-14 для замены российско-французских двигателей SaM146 и многим другим.
В феврале 2023 года гендиректор ПАО "ОАК" Юрий Слюсарь пообещал серийные поставки самолётов МС-21 и SSJ New в 2024 году. Как доложил президенту страны глава Минпромторга Денис Мантуров, "Аэрофлот" получит 63 отечественных самолёта в 2023-2025 годах. И вот, свежая информация из уст самого премьера о выпуске 100 самолётов с 2026 года. По словам Мишустина, завершились аэродинамические испытания обновлённого лайнера Sukhoi Superjet, состоялись успешные лётные испытания опытных образцов регионального Ил-114 и лёгкого многоцелевого самолёта "Байкал", сертифицированы двигатель ПД-14 и композитное крыло на среднемагистральный МС-21. Как в той песне — только в полётах живут самолёты, только в полёте растёт человек... и страна.
Читайте по теме: Смогут ли прекрасные идеи в сфере экономики прорвать оборону бюрократов и либералов?