Приветствуем зрителей!
Пока в основной части нашей страны весна готовится навести свои порядки, где-то столбик термометра до сих пор не поднимается выше отметки -20°. Водители авто с дизельным мотором уже давно привыкли к таким условиям и пользуются проверенными способами. Кто-то берет «арктическое» топливо, другие пользуются специальными присадками, третьи предпочитают потратить немного времени на прогревание газовой горелкой.
Но что делать, если нужно завести не просто внедорожник, а целый парк тяжелой техники? И не современной, а примерно середины прошлого века? Дополнительно усложним задачу: температура за окном опускается до -40°, а то и ниже. Так мы оказываемся во вполне обычных условиях для советских строителей во время освоения Сибири, Заполярья, Дальнего Востока и других регионов с суровыми зимами.
Начнём от простого к сложному: дизельное топливо не замёрзнет, если хранить технику в отапливаемых боксах. Хотя если бы этот вариант был возможен повсеместно, писать такую статью не было бы повода. Правильное хранение = половина успеха, но если бригада работает на настолько отдалённом участке, где до них никого не было? Или наоборот, гаражи рядом настолько переполнены техникой, что все машины просто негде разместить.
Поэтому нужно продумывать способы заставить машину работать даже после «ночевки» на открытом воздухе. Первое, что нужно — позаботиться о жидкости в радиаторе. Залить качественный антифриз, а если его нет, придется в начале и конце смены заливать и сливать воду. Если она превратится в лёд внутри, как минимум радиатор потребует ремонта. Все прочие жидкости в машине тоже должны соответствовать сезону. Подобными кофрами повсеместно утепляли «нос» машины:
Ещё один ответ на грани очевидности: машину не придётся заводить, если её не глушить. В рассказах старожилов часто можно услышать формулировки в духе «завёл грузовик в ноябре и заглушил в апреле». Заправки тоже организовали как можно ближе к месту работ (для тракторов и спецтехники) или конечным точкам постоянных маршрутов (для грузовиков). Если в наличии было зимнее дизтопливо с высоким цетановым числом, проблема с замерзанием частично решалась. Но даже оно не всегда гарантировало стопроцентный результат.
Если такой вариант не подходил, можно назначить дежурного на ночь, который будет периодически заводить и прогревать моторы. Тоже очень ситуативный способ, так как всё сводится к одному человеку, который может забыть, заснуть и так далее. Тем не менее явление встречалось довольно часто.
Но представим, что тот самый человек всё-таки проспал и теперь перед нами стоит задача: завести абсолютно промёрзший за ночь дизельный мотор. В этих ситуациях советские граждане удивляли изобретательностью. Отметим, что многие машины специально для экспедиций оснащались электрофакельным устройством для зимнего пуска. Но его часто не хватало, чтобы обеспечивать стопроцентную гарантию пуска мотора.
Обычное дизтопливо часто разбавляли. Преимущественно керосином, но в разных историях можно услышать обсуждение преимуществ бензина, спирта и даже тормозной жидкости. К сожалению, нет никакой точной статистики, чтобы выяснить, какие из этих «присадок» лучше всего мешали топливу замерзнуть и при этом не губили мотор. Но в советских книжках по техобслуживанию дизельных моторов можно найти таблицу пропорций топлива и доливаемого керосина. Так что этот способ можно назвать официальным.
Если никто не стал разводить топливо заранее, нет смысла просто плескать его в бак. У жидкостей и так разные плотности, а тут дизель дополнительно загустел. Поэтому переходим к прямому прогреву. Можно попробовать возиться с паяльной лампой, но часто такой способ отнимал слишком много времени. Не забываем, что всё это время ждёт работа.
Поэтому их заменяли жестяным ведром с раскалёнными углями. Не сильно горящими, но дающими ощутимый жар. В первую очередь ведро вешалось под поддон, чтобы дать маслу прогреться. После оно ставится под топливный бак. Через какое-то время всё топливо прогревалось целиком и можно было без проблем запустить мотор.
Уверены, мы смогли собрать далеко не все «лайфхаки» по запуску дизельных моторов в условиях морозов. Какие-то из них стали для вас новинкой или, напротив, знаете ещё больше? Не забудьте высказаться в комментариях! Ваши лайки и подписки помогут развиваться каналу дальше. На этом всё, до новых встреч!