Конечно, у меня были такие ученики, и есть сейчас.
По поводу рук, я часто говорю детям, что руки, правильные движения - это как колёса для машины. А машина на квадратных колёсах поедет? Нет. Так и мы "неправильными" руками играть не сможем.
И ещё такой момент. Может быть, не требовать сразу идеальной проработки рук? Каждый раз малюсенькое движение отработать, потом другое.
Но! Есть один важный момент, когда включаются в проблему иные механизмы. А именно, многое зависит от самих рук. Есть руки "послушные", у них как-то всё быстренько само собой получается. Немного внимания - исправили одну ошибочку, ещё чуть-чуть поработали - и правильное движение появилось. А есть руки очень непослушные и есть катастрофически непослушные!!! Конечно, ребёнку с такими ручками справиться нелегко, и он будет сопротивляться нашим требованиям. Если такого ребёнка заставлять играть правильными движениями, он года три в первом классе просидит, и не факт ещё, что получится у него в итоге следовать требованиям к аппарату. Так что, здесь, я думаю, гибкий подход нужен. Если мы видим, что руки чрезвычайно "непианистичные", то какой смысл добиваться от них правильных движений. У меня, например, в настоящее время есть двое ребят, которые, скорее всего, никогда не смогут играть с более или менее правильной постановкой. У них, во-первых гипермобильность суставов, и пальцы гнутся невероятным образом, да плюс к этому ещё очень слабые мышцы, тонкие пальцы, сужающиеся к подушечкам. Я сомневаюсь, что с такими особенностями у ребёнка есть шансы играть правильными движениями. Но ведь играть-то хочется. Значит, будем играть неправильными движениями! Я в таких случаях говорю себе, а что если бы для человечества такой тип руки был нормой? Неужели из-за этого не было бы великих пианистов? И отвечаю - были бы, просто правила постановки рук были бы иными. Потому что такие эталоны, как существуют сейчас, идеальны для обычных рук, а для прочих - правила должны быть какими-то другими. Вот и приспосабливаемся, как можем. Иногда, по мере взросления, рука вырастает и становится уже не столь слабой, тогда что-то можно подкорректировать.
Иногда бывает, что руки физиологически обычные, но всё равно непослушные. Эх! Сколько упорства нужно от педагога. Но заглянуть в голову ученика, и понять, в чём же там проблема мы ведь не можем, а сам он разобраться тоже не может. Или это просто лень? Или что это? Психологические проблемы? У меня была ученица с идеальной формой рук, но она не могла сделать ими даже плавного движения. Всё рывками! И по возрасту была не маленькая, и старательная вроде бы…
Или вот, например, были у меня ребята, довольно ленивые, дома почти не занимались, но с движениями у них всё нормально было. И никакая лень не мешала.
А есть ребятишки, которые действительно, просто ленятся следить и за правильными движениями, и за всеми иными компонентами, играют, как попало. Что только для них не придумываю, а всё равно... Такие дети будут медленно развиваться, и ничего тут не поделаешь... Идём маленькими шажками. Даю простые пьесы, и хорошо прорабатываем. И параллельно даю сложные пьесы и прорабатываем их плохо, так как хорошо у них не получается, но за счёт длины пьесы, хотя бы приходится дольше играть, и пассивным образом техника немного всё-таки двигается. И таким детям часто задаю задание в упрощенных формулировках, например : сыграть "Волнение" 15 раз, "Ноктюрн" - три раза в день и т.п.
Но бывает полезно отследить, в чём именно дети ленятся, так как каждый ученик ленится по-своему. Я писала на эту тему заметку о типах лени, можно попытаться задавать именно то, что ученику нравится делать. Вот ссылка на заметку:
Иногда, если учебный рост затормаживается, "ныряем" в Пьесы - трансформеры, там очень простой материал. У некоторых детей шаг развития очень мелкий, и они не могут непосредственно на следующую ступень перейти, и между соседними ступенями приходится ещё "подставлять лестницу". Но другого выхода нет, иначе застрянет ученик. И я для себя поняла - лучше не нервничать в таких случаях и не "тащить" ученика вперёд, а предоставить ему возможность развиваться в том темпе, в котором он может. Многое ведь и от родителей зависит, если они берут на себя ответственность организовать домашнюю работу и выполняют это, то даже слабенькие дети будут неплохо продвигаться. Но если у родителей иная позиция, то нам остаётся только "мелкий шаг" и бережное отношение к нервной системе, и своей, и ребёнка. Я так думаю. А детки эти, когда повзрослеют, возможно и быстрее станут двигаться, и больше заниматься. У меня были такие случаи.
Но, как бы то ни было, мы не можем нести всю ответственность за учеников. У нас есть свой диапазон ответственности, а остальное определяется только ими самими и родителями, а также предопределено природой, наследственностью. Говорю об этом, потому что нередко мучаю себя переживаниями за слабых ребят, и мне приходится себя буквально переубеждать. Думаю, многие педагоги так же чувствуют. Однако во все времена и у всех педагогов были и сильные и слабые ученики. Это нормально, я думаю.
А что вы об этом думаете, дорогие коллеги?