Когнитивные искажения даже устраивают бардак в нашей квартире! Ладно, лишь отчасти. Но они всё-таки мешают нам убрать весь хлам с балкона.
Эффект владения
Одна из причин, по которой мы не хотим расставаться с вещами, заключается в когнитивном искажении под названием «Эффект владения». Оно состоит в том, что человек больше ценит те вещи, которыми уже владеет, даже если они не несут никакой ценности и не используются.
Сейчас этот эффект относит не только к вещам, но и к услугам. Если вы предоставляете услуги (например, разработку сайтов), то вам будет тяжело что-то удалить или переделать, потому что вы вложили в это много сил.
Легко можно представить себя в такой ситуации. Предположим, у вас на руках билет на концерт популярной группы, который вы купили за 2 000 рублей. Вы – бешеный фанат этой группы и смогли бы отдать и 5 000 рублей за билет. Но вдруг вы видите, что другие отчаянные поклонники, которые не успели купить билет, предлагают за него 12 000 рублей. Продадите?
Если вы страстный фанат, то нет. Ваша минимальная продажная цена – 12 000 рублей, а максимальная покупная – 5 000. Это пример эффекта владения, который привёл американский психолог Даниэль Канеман.
В 1990 году учёный Джек Кнетч провёл одно из известных исследований. Он попросил студентов двух групп заполнить опросник, а в награду за опрос вручал им подарок. На протяжении всего эксперимента награда лежала перед студентами. В одном эксперименте вручалась дорогая ручка, во втором – плитка швейцарского шоколада.
Но в конце эксперимента студентам предлагали обменять свой подарок на другой, и только 10% согласились. Те, кто получил ручку или шоколад, оставили их себе, ничего не меняя.
Это тоже демонстрация эффекта владения.
Люди переоценивают свои вещи и не хотят расставаться с ними из-за эмоциональной привязанности. Особенно сильно мы привязываемся к вещам, если они связаны с определёнными воспоминаниями.
Нам ценно всё, что мы уже приобрели. Вещи, которыми мы владеем ради использования, а не обмена или продажи, мы оцениваем выше. Выше, чем то, что мы хотели бы приобрести.
Эффект потери
Ещё одна причина, по которой мы не можем избавиться от ненужных вещей, – эффект потери. Потери кажутся нам крупнее, чем выигрыши. Такое чувство возникло у нас в ходе эволюции: организм реагировал на угрозу сильнее, чем на приятную перспективу, так оставалось больше шансов на выживание и воспроизведение потомства.
Кроме того, если древний человек на грани выживания терял дневную порцию пищи, риск смерти увеличивался. А вот дополнительная порция не гарантировала дополнительный день жизни.
Если бы человек ничем не дорожил, это могло бы сказаться на его благополучии. Так, расставание с вещами может вызвать у нас более негативные эмоции, чем радость от освобождения от них.
Два эффекта – владения и потери – играют важную роль в нашем расставании с хламом на балконе и в кладовке.
Но осведомлён – значит вооружён. И если мы знаем об этих когнитивных искажениях, мы сможем принять рациональный подход и наконец-то избавиться от всего хлама и ненужных вещей.