Заплатить утилизационный сбор придется всем кто ввозит машины из-за границы. Предполагается, что эти деньги пойдут на переработку машины, когда ее жизни придет конец. Хотя по факту утильсбор – это ни что иное, как завуалированная защита отечественных автопроизводителей от иностранных конкурентов.
Утилизационный сбор на автомобили в России ввели в 2021 году при вступлении нашей страны в ВТО. Поначалу его оплачивали только импортеры машин, но двумя годами позднее его стали выплачивать и российские автопроизводители. Правда, последним утильсбор возвращался через хитрые схемы госсубсидий, что давало преференции тем, кто вкладывался в развитие производства в России.
Величина утилизационного сбора в 2023 году году определяется как произведение базовой ставки на коэффициент – и то, и другое зависит от типа транспортного средства, его возраста и т.п. Основной документ по этому вопросу – Постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 № 2132 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Документ вступил в силу 1 января 2023 года: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211250027
Тем, кого интересуют исключительно транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования (то есть обычными автовладельцами), рекомендуем заглянуть в последнюю строку нижеприведенной таблицы, где указана величина утилизационного сбора на автомобили:
Базовая ставка утилизационного сбора для таких машин составляет 20 тыс. рублей, а коэффициент, в зависимости от возраста машины, меняется от 0,17 до 0,26. Таким образом, при ввозе автомобиля из-за границы для личного пользования утильсбор составит 3400 ₽ за новую машину и 5200 ₽ за автомобиль старше трех лет.
Для сравнения – несколько цифр по грузовым автомобилям:
Утилизационный сбор в 2023 году для грузовиков вырос на 35 - 40 %. В рублях же увеличение составило от 331 500 до 814 500 ₽. Поскольку размер утилизационного сбора закладывается в стоимости продажи автомобилей, следует ожидать, что именно на такие суммы подорожают грузовики.
В отдельных ситуациях утильсбор оплачивать не нужно – это относится к следующим транспортным средствам (ТС):
– ТС, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
– ТС, которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
– ТС, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
–ТС, с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Напомним, что освобождение от уплаты утилизационного сбора не происходит автоматически. Автовладельцу следует обратиться в таможенный орган и предоставить документы, подтверждающие основания неуплаты.
Что еще почитать:
Купил подержанный автомобиль с запретом на регистрацию – что делать?
Чинить будете здесь – и точка! Что опять страховщики чудят с ОСАГО?
Ремонт фары: стоит ли заморачиваться или проще купить новую?