Здравствуйте! Сегодня, 16 апреля – праздник Пасха. А я, в свою очередь, хотел бы рассказать о Вознесенском соборе города Новосибирска.
Построен он был в далёком 1913 году. Первое здание было сделано из дерева. В те годы в соборе служило всего два человека: священник и псаломщик. Однако со временем количество людей, служащих в храме, выросло, а спустя пару лет там стала располагаться кафедра епископа.
Несмотря на развитие влияния и территорий, церкви приходилось сталкиваться с различными проблемами. Начиная от банального непонимания и негативного отношения к себе, до более опасных ситуаций.
Одна из первых статей на канале была о большом количестве переселенцев (ссылка, если вы её, вдруг, не видели или хотите перечитать). Несложно догадаться, что и различных вероисповеданий у них было прилично. И, в то время, когда одни просто не признавали христианство и спокойно продолжали верить в своих богов, другие проявляли агрессию, которая могла ограничиться оскорблениями, но могла перерасти даже в драку.
В 1915 году тогдашний настоятель собора отправил письмо протоиерею Новониколаевских церквей Николаю Завадовскому. Из этого письма можно узнать, что помимо «иноверцев», служителям храма приходилось иметь дело… с сектантами!
Увы, найти точной информации о том, кем именно являлись эти сектанты, мне не удалось. На форумах и в различных документах можно найти упоминания различных религий и их ответвлений, например, молокан или Новониколаевских баптистов. Но точно утверждать, что именно они имелись в виду, не могу. Так как в Новониколаевск стекались люди из разных регионов, сектантами, упомянутыми в письме, могли быть вообще какие-нибудь огнепоклонники.
В собор ходили, как жители с окрестных улиц, так и те, кто жил довольно далеко от храма: на различные праздники и в важные даты они специально ехали в собор. При этом, в большинстве случаев, это были чернорабочие и мелкие ремесленники, нищие или уверенно идущие к этому «титулу».
Однако сама церковь даже в подобной ситуации развивалась. С приходом советской власти положение собора и его служителей значительно ухудшилось. Большое количество священников посадили, а само здание в 1937 году отдали под… зернохранилище.
Вернуть собор церкви удалось только в 1944 году. Он тут же снова стал важным религиозным местом. Уполномоченный по делам Русской Православной Церкви при Новосибирском облисполкоме Павел Николаевич Созоненок в отчёте за 1946 год писал, что в воскресные дни церковь посещало свыше 900 человек, а на Пасху – почти 5000 человек.
В наше время тяжело представить, что когда-то около цирка стояло деревянное здание церкви. Однако, здание цирка было построено лишь в 1971 году, в то время, как храм уже простоял более полувека.
За это время собор порядком обветшал. Его ремонт начался в 1970 году и завершился лишь в 1988. Первое время реставрация заключалась лишь во внутреннем укреплении здания кирпичной кладкой – деревянный фасад собора долгое время пытались сохранить. Но, со временем, было принято решение обновить весь храм.
В 1988 году, когда здание стало полностью белокаменным, занялись благоустройством территории вокруг храма и постройкой административных зданий. Сейчас в соборе находятся важные иконы, которые, как утверждают, обладают целительными и успокаивающими свойствами.
Вот так Вознесенский собор пережил недовольство со стороны сектантов, временное превращение в склад для зерна и перерождение из дерева в камень!
Увидимся в следующих статьях. Удачи и до скорой встречи!