Последнее крупное испытание LinkSpace было проведено в 2019 году.
Китайская компания LinkSpace планирует отправить ракету в космос и благополучно приземлить ее в конце 2022 года, через три года после последнего крупного испытания.
Компания объявила в четверг (5 мая), что провела статические испытания ракеты многоразового использования T6 (RLV-T6) с использованием новых двигателей на метановом топливе на площадке в Цзяньине, провинция Цзянсу.
Ракета будет позже перевезена в Ленху в северо-западной китайской провинции Цинхай, где ранее проводились испытания LinkSpace. Команда намерена запустить RLV-T6 высотой 14,5 метров на высоту около 100 километров и безопасно приземлить её с помощью посадочных опор и решетчатых плавников, аналогично тому, как приземляется первая ступень ракеты Falcon 9 компании SpaceX.
На этой высоте ракета достигнет линии Кармана — одного из определений границы между атмосферой Земли и космическим пространством. Полёт также будет включать высотные экологические, биологические и другие эксперименты, согласно пресс-релизу LinkSpace (на китайском языке).
Разработка и продвижение к тому, что станет самым высотным китайским испытанием многоразового запуска и посадки на сегодняшний день, последовали за длительным периодом очевидного бездействия компании.
LinkSpace была основана в 2014 году, примерно в то время, когда правительство Китая сделало серьезный политический сдвиг, открыв ранее закрытый космический сектор для частного капитала.
Вдохновленная успехами компаний SpaceX и Blue Origin в области многоразовой ракетной техники, LinkSpace разработала тестовые ракеты для испытаний вертикального взлёта и вертикальной посадки.
Команда провела два таких испытания в 2019 году со своей ракетой RLV-T5, работающей на этаноле и жидком кислороде — том же сочетании топлива, которое использовалось в старых немецких ракетах V2. (Фау-2) В ходе последнего испытания в 2019 году ракета взлетела на высоту чуть более 300 метров и успешно приземлилась.
Но после подписания контракта на поставку новых, более мощных двигателей на метане и жидком кислороде с китайским космическим стартапом, LinkSpace по неизвестным причинам замолчала.
Возрождение началось в прошлом году. LinkSpace разместила объявление о наборе персонала в марте 2021 года, а затем в ноябре объявила о проведении испытаний собственного, независимо разработанного метаново-жидкостного кислородного двигателя Fengbao-1 для будущих испытаний суборбитального запуска и посадки. Несколько таких же двигателей будут работать на RLV-T6 при попытке запуска и посадки.
Однако LinkSpace — не единственный китайский стартап, разрабатывающий многоразовые ракеты, это значит, что компания сталкивается с конкуренцией не только в достижении контрольных точек, но и в получении контрактов на запуск.
Например, компания Deep Blue Aerospace, основанная в 2017 году, провела собственное успешное испытание ракеты вертикального взлёта и вертикальной посадки в октябре прошлого года, достигнув высоты 100 м в рамках разработки многоразовой ракеты Nebula 1. В этом году планируется провести испытания на ещё большей высоте.
Среди других китайских частных компаний, работающих над многоразовым использованием, - Galactic Energy, iSpace, Space Pioneer и Space Transportation.
Ещё один китайский космический стартап Landspace, который готовит к запуску в ближайшее время свою ракету Zhuque 2, работающую на метане и жидком кислороде, планирует в будущем сделать её многоразовой. В 2018 году их первая ракета Zhuque-1 потерпела неудачу, попытавшись вывести экспериментальный спутник центрального телевидения Китая Weila-1 на орбиту. Ракета не смогла набрать нужную скорость для выхода на орбиту и сгорела в атмосфере.
Ещё одна компания CAS Space работает над своим ответом суборбитальной ракете New Shepard компании Blue Origin для туризма.
Возможность многоразового использования заинтересовала и главного государственного космического подрядчика Китая. Он планирует сделать ракету Long March 8 многоразовой и обязался сделать многоразовой первую ступень своей новой ракеты с пилотируемым кораблем.
В Китае сейчас происходит настоящий бум частной космонавтики и обо всех компаниях Китая мы с вами обязательно подробно поговорим в следующих статьях!