Снег активно сходит с улиц города. А значит, пора готовить свой автомобиль к летней эксплуатации. Кто-то меняет резину на авто, лишь только подсохнет дорожное полотно, кто-то тянет до уверенного июня. В России, кстати, на законодательном уровне не прописаны периоды использования зимних/летних вариантов шин. Однако в техническом регламенте Таможенного Союза есть приложение, которое в рекомендательном русле определяет период весенней замены с 1 марта по 30 июня. Это и понятно, картина погодно-природных условий где-нибудь в Краснодаре и в Нижневартовске кардинально разная. В алтайских реалиях же лучше переездить недельку-другую на зимних «колесах», нежели столкнуться с утренними заморозками и неожиданным гололедом в мае (что не редкость). Поэтому бывалые автолюбители советуют переобуваться, когда среднесуточная температура на градуснике будет стабильно превышать 5 градусов по Цельсию.
Три универсальных совета по смене шин
Состояние шин
Если с прошлого сезона остался комплект резины, все-таки стоит оценить его пригодность. В первую очередь, обращаем внимание на глубину протектора. Ограничение остаточной высоты по закону — 1,6 мм. Однако при остатке наружного слоя в 3 мм машина уже тяжело управляется, ухудшается сцепление, возникает угроза безопасности. Смотрим и на то, чтобы износ был равномерным. На шине не должно быть вздутий и порезов боковин. Можно поменять передние и задние шины местами (для этого их заблаговременно следует подписывать). И не забудьте: менять шины следует только попарно – опасно иметь на одной оси шины с разным износом.
Рисунок протектора
Если вы живете и ежедневно передвигаетесь за городом, в условиях сельской местности, лучше выбирать симметричный ненаправленный рисунок. Он обеспечит комфортное управление, сцепление и водоотвод. Есть эффект самоочистки от грязи. Для города подойдет симметричный направленный рисунок. Такая резина имеет эффективный отвод воды и снега. Плюс, это бюджетный вариант. А вот асимметричный ненаправленный рисунок – вариант высокотехнологичный и самый дорогостоящий. Обеспечит лучшее сцепление, управляемость и поперечную устойчивость.
Выбор размера
Тут следует исходить от модели самого авто. Сведения об оптимальной ширине, высоте профиля и посадочном диаметре содержится в руководстве по эксплуатации машины, либо на официальном сайте производителя, либо на шинах, которые уже установлены. Маркировка 255/30 R20 означает, что это покрышка шириной 255 мм с высотой профиля в 30% от ширины и внутренним посадочным диаметром 20 дюймов. Также нужно соблюдать индексы скорости и нагрузки.
Ушли и не вернулись
Так или иначе, со сменой сезона перед каждым автомобилистом встает вопрос выбора шин. В прошлом году в российской шинной индустрии можно было наблюдать спад. В октябре, например, отечественные предприятия выпустили на 42,32% меньше, чем осенью 2021 года. На это повлияли внешнеполитические процессы, введение санкций и, в первую очередь, приостановка деятельности заводов мировых брендов.
После начала СВО, в Ульяновске закрыл свой завод японский шинный гигант Bridgestone. Компания заявила, что в обстановке общей неопределенности и сбоев с поставками ищет покупателя своих российских активов. Завод второй крупной японской марки шин Yokohama, расположенный в Липецкой области, в марте 2022 года также приостановил работу по причине сложностей с доставкой сырья из-за границы.
Аналогично поступил и немецкий Continental в Калуге. Но предприятие смогло перестроить логистику и найти новых поставщиков, поэтому производство возобновилось уже в августе прошлого года и выпускает до 4 миллионов шин в год. Pirelli — с общей мощностью предприятий в Кирове и Воронеже в 2 млн шин в год — тоже осталась пока с нами.
Был вопрос по самому крупному шинному предприятию в РФ — заводу финского бренда Nokian Tyres во Всеволожске. Но прошлой осенью поступили новости о продаже бизнеса российской нефтяной компании «Татнефть». Ожидается, что во втором квартале 2023-го заново запустится производство автошин, только уже под другими брендами.
Российская «резина»
В этой связи нельзя упускать из виду исконно отечественных производителей. В России сейчас трудятся несколько крупных шинных предприятий. Нижнекамский комплекс Kama Tyres производит автошины брендов Kama Tyres и Viatti. АО «Кордиант» выпускает продукцию под брендом Cordiant и Tunga, включает две производственные площадки в Омске и одну в Ярославле с совокупным объемом производства 8 миллионов шин в год.
Также в число лидеров российской шинной индустрии входит АО «Волтайр-Пром» из Волгоградской области, которое производит шины под разный вид транспорта под брендом VOLTYRE.
Не сбрасывают со счетов и барнаульское производство. Несмотря на серьезный пожар в декабре, шинный завод «Нортек» продолжает выпускать продукцию, в том числе, коммерческие автошины под маркой Forward и Nortec.
Проблем с популярными размерами шин для легковых автомобилей возникнуть не должно: мощностей отечественных заводов достаточно и уровень качества российских шин вполне на уровне. Но вот с диаметром колес от R19 могут возникнуть трудности. А из-за проблем с их доступностью, вероятно, возрастет и цена.
Доступный Китай
Параллельный импорт в некоторой степени поддерживает разнообразие ассортимента. Теоретически поправить ситуацию может продукция из дружественных стран. Одни только белорусы поставили в 2022 году около 2 млн шин популярной в России марки Belshina. Постепенно на шинный рынок заходит Узбекистан и его бренд Bars.
В конце концов, и Китай не упускает удобной возможности закрепиться в этом секторе. В прошлом году за первые пять месяцев поставки в Россию китайских автошин увеличились на 9,6%. Тогда как интерес к ним у наших автолюбителей умножился втрое. По данным портала «Дром», цифра запросов на резину из КНР возросла до 33%. И, кстати, отзывы говорят о том, что значительно улучшилось мнение потребителей по поводу качества китайской шинной продукции. Главным преимуществом остается ее доступная цена.
Среди популярных китайских шинных брендов выделяют Triangle, Sailun, Goodride, HiFly . По составу, рисунку протектора и другим ключевым параметрам их резина сейчас вполне может посоревноваться с продукцией лидеров европейского рынка.
Некоторые из них выпускаются в премиальном сегменте и идут в базовой комплектации многих автомобилей. Например, Nissan для своих автомобилей выбрал шины Triangle. В размерном ряду шин этой марки имеются диаметры 19 и 20 дюймов.
Обретают популярность южнокорейские шины под брендами Hankook, Kumho, Marshal, Nexen. Они обладают хорошими ходовыми характеристиками, подтвержденными тестами авторитетных изданий, и средней ценой.
P.S.: В любом случае, выбор у нас есть. Возможно, российские автолюбители еще долго будут вспоминать «тот самый Мишлен». В утешение им можно отметить, что у России все-таки остались заводы ушедших шинных гигантов, их оборудование и налаженная организация производственного процесса. Рано или поздно местные производители смогут продолжить выпуск шин для легковых автомобилей, будут внедрять новые бренды. Но это, как говорится, совсем другая история…
Текст: Лидия Аристархова, фото: Freepik.