Эльбрус хоть и высшая точка России, а вполне доступная гора. До высоты 3847м (из 5642) можно подняться канатной дорогой, а ещё выше, иногда до седловины, возят снегоходы и ратраки.
Где-то позади, в 3882 метрах над уровнем моря, осталась россыпь контейнеров приюта нацпарка "Приэльбрусье". На 3912 метрах мне в кадр так и не попал отель "Leaprus" из космического вида модулей - вход в них со склона, а вот жилая комната с широким окном словно парит над Кавказом. Хочется сказать, что это самый высокий отель в Европе, но нет: "Leaprus" выше подобных заведений на любой другой условно-европейской горе, однако где-то пятый вниз от вершины Эльбруса.
Исторически же выше всех (4050м) стоял Приют Одиннадцати. Звучное название появилось среди альпинистов ещё в 1909 году, когда 11 студентов из Петербурга и Харькова, экскурсантов Кавказского горного общества, с 1901 года стоявшего в России у истоков горного туризма "для чайников", оставили здесь свой автограф. Место для лагеря их гид подыскал действительно удобное, и в 1929 году там появилась хижина, а в 1932 - самодельный, но вполне полноценный горный приют, способный вместить до 40 человек:
Под конец десятилетия к делу подключилось государство, явно видевшее в альпинистах с их сочетанием отваги и ответственности потенциальных строителей коммунизма. Стройматериалы по ледникам, наведя временные мостики через трещины, везли гужевыми караванами, а проект самой высокогорной гостиницы Европы (но не мира - в Андах да Тибете повседневная жизнь идёт на такой высоте!) разрабатывал Николай Попов. Был он не архитектор, а конструктор дирижаблей, что прекрасно видно по облику здания, в 1939 году давшего кров первым альпинистам.
Среди альпинистов тех вполне могли быть немцы, с 1932 года регулярно восходившие на Кавказ. Немецкая школа альпинизма считалась тогда лучшей в мире, и Советы активно перенимали её опыт. Многие горные маршруты Кавказа были проложены именно немцами, и вот жарким летом 1942 года оказалось, что здесь не только наши горы.
Ещё до того, как части вермахта заняли Кабарду, в горах началась операция "Эдельвейс" силами 1-й горнопехотной дивизии под командованием Хайнца Грота. Дивизия эта формировалась из баварцев, австрийцев, швейцарских немцев, словом - германоязычных горцев с Альп. К ним присоединилось немало вчерашних горовосходителей - как например Людвиг фон Шмадерер, руководитель мюнхенского альпклуба "Бергвахт" и автор нескольких сложнейших маршрутов на Шхельду.
Обученные маневрировать с лёгкой артиллерией и обустраивать укрепрайоны выше линии вечных снегов, на шевронах они носили изображение цветка, что в Альпах слыл символом высокогорий (а вот в Якутии растёт и на обычных лугах), и потому в обиходе были известны как "эдельвейсы". 17 августа 1942 года они пришли на Эльбрус с верховий Кубани, в тот же день заняв все постройки на склонах горы. Их главной базой, горной крепостью, стал, конечно же, Приют Одиннадцати, и ни одна из попыток Красной Армии его отбить не увенчалась успехом.
На заоблачных кручах и в отвесных безднах кипели сражения, не впечатляющие числом бойцов... но останки бойцов этих находят спустя десятилетия - спонтанными братскими могилами становились такие места, куда просто более никто не мог забраться. 21 августа "эдельвейсы" успели сбегать на вершину и поставить там знамя - сперва своей дивизии, а после гневной радиограммы из ставки - и Третьего Рейха.
Гитлер, впрочем, вопреки расхожему мнению, не считал святую гору ариев ключом к deutscher Sieg, а лишь возмущался, что "эдельвейсы" тешат своё честолюбие вместо того, чтобы готовить бросок на Сухуми. Ушли с горы они 10-11 января 1943 года так же, как и пришли - без единого выстрела, а лишь поняв, что на равнине идёт контрнаступление Красной Армии и спускаться им скоро будет некуда.
Ещё через месяц, 13 и 17 февраля, уже наши горные стрелки сбросили с вершин вражьи флаги. В 1992 году те же люди снова вошли без единого выстрела в Приют Одиннадцати - в 50-ю годовщину тех боёв 58 ветеранов с обеих сторон провели совместную Эльбрусиаду Примирения. И думается, так легко подняться над застарелой враждой могли лишь те, кто познал горы...
Рядом с Приютом Одиннадцати - монумент альпинистам, погибшим на склонах Эльбруса. Не такой пронзительный, как памятник альпинистами всех гор мира близ Алма-Аты, но устроенный похожим образом - скала, на которой живые товарищи вешали мемориальные доски.
Ну а 16 августа 1998 года переживший войну шедевр советской технической мысли сгорел. Как считается - от неисправного примуса, с которым не совладал турист то ли из Чехии, то ли из Венгрии. Новый приют, отдалённо похожий на старый обустроили в 2001 году в его дизельной станции, но той славы он уже не знал.
Комфортабельный подъём на Эльбрус до Приюта Одиннадцати входит в программу классического майского выезда "Неизвестной России". Куда меньше вероятность попасть на непогоду в августовом выезде по Кабардино-Балкарии.