Про тайны бытия, медитацию, квантовую физику и Бога мы беседуем с академиком Марцисом Аузиньшем.
Продолжение. Начало здесь⤵️
Галина:
- То, о чем вы рассказываете, больше похоже на интуицию, а не на работу разума.
Академик:
- Без мышления нет интуиции. Чем точнее ты мыслишь и больше знаешь, тем сильнее интуиция. Она не дается человеку от рождения вроде идеального музыкального слуха, и на 99% основана на его личном опыте – что и как он делал и чем это заканчивалось. В результате человек приобретает способность в определенных ситуациях прогнозировать развитие событий, выбирать главное, отличать правду от лжи, эpoтику – от пopногpaфии.
Отступление по теме
Прекрасный, но сложный VS скучный, но простой
Покойный меценат Борис Тетерев в 2013 году устроил в Риге выставку работ американского художника, поэта и режиссера Леха Маевского, который на основе картины Питера Брейгеля-старшего «Путь на Голгофу» поставил фильм «Мельница и крест». На открытии выставки стоим мы, беседуем с Лехом Маевским, и боковым зрением я вижу – на экране кадры фильма, в котором оживает картина Брейгеля. Дорога на Голгофу, всадники медленно движутся, люди в толпе переговариваются – полный ЗD-эффект. Я поразился и спросил у режиссера, как ему удалось столь точно инсценировать Брейгеля.
Маевский рассказал, что собрал массовку неподалеку от Кракова и взялся искать вместе с фотографом, откуда вести съемку, где камеру ставить. Сделали сотни снимков с разных точек – ни один картине Брейгеля не соответствует, все выглядит плоско. Маевский обратился в компьютерную фирму и попросил изучить картину, чтобы определить, где же стоял художник, когда ее писал. Пришел ответ: художник стоял сразу в семи точках.
Если мы смотрим на мир одновременно с разных точек зрения – квантовая физика, религия, философия, художественное видение, и не отрицаем ни одну из них, мы способны увидеть настоящий объемный мир. Прекрасный. Очень сложный. Если мы видим мир с одной точки – он будет плоским и скучным. Зато – простым.
О Боге
Занятия наукой и вера в Бога – нет ли тут противоречия? Разве религиозные догмы не ограничивают ученого в его исканиях?
Думать о Боге можно по-разному. Например как о «Том, Кто нажимает на Кнопку». Бог нажал и устроил Большой взрыв, вселенная разбежалась, и теперь Ему приходится следить, чтобы все развивалось по его плану, и обеспечивать мировой порядок. Именно таким образом представлял себе Бога Спиноза, любимый философ Альберта Эйнштейна.
Я чувствую Бога не через «порядок в мире». Я чувствую, что он есть в моей жизни, и поддерживаю с Ним личные отношения. Есть такой очень известный английский философ Роджерс Скрутон, который утверждает, что у Бога есть личные отношения со всеми нами, даже с теми, кто в него не верит.
Каким же образом неверующие общаются с Богом?
Через религиозные традиции и ценности общества, в котором родились и живут. Эти традиции у нас в крови, хотим мы этого или нет. Английские теологи говорят, что мы можем быть атеистами или буддистами, но сны, которые мы видим – христианские, так как христианство сформировало тот мир, в котором мы живем. Все это есть в наших генах.
Хорошо, пусть религия есть в генах – а Бог?
Нобелевский лауреат квантовый физик Эрвин Шрёдингер, тот самый, что про кота говорил, написал книгу «Мой взгляд на мир». Смысл ее заключается в том, что каждый человек в какой-то момент своей жизни выходит мыслью за рамки материального мира и тянется к запредельному, к Богу. Для ученого, представителя естественных наук, эта тяга – всегда кризис. Ему кажется, будто он тем самым предает свою профессиональную среду, свою точную науку.
Был такой момент и у меня: душа к чему-то потянулась, и я сначала ходил на психоанализ, затем погрузился в изучение медитации. Когда я поддавался этому влечению, то испытывал странное чувство: я – рациональный человек, я – физик, стоит ли мне вступать на эту стезю, не нарушаю ли я свою целостность своим выходом за рамки материального мира?
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай:
Беседовала Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"