Родился Андрей Критский в Дамаске, в христианской семье. До семи лет он был нем, покуда не принял Причастие. В 14 лет ушел в монастырь, вел строгую жизнь монаха. После Собора был отозван из Иерусалима и направлен в столицу Византии, где был архиепископом при церкви Святой Софии. Позже стал архиепископом на Крите, в городе Гортине.
Святой Андрей Критский создал более семи десятков канонов. Истинно бессмертны его творения. И вот в эти дни Великого поста мы можем слышать в храмах Великий Канон. Он состоит из девяти песен, в каждой из которых около трех десятков тропарей.
Слушая Канон, мы понимаем, что в нем идет обращение не только к Богу, но и к тому, кто молится. Внимая песнопениям, осознаем, что будто разговариваем сами с собой, анализируем прожитую жизнь, грехи и ошибки. Тем самым, Канон отрезвляет наш ум, дает ему покаянный настрой. Андрей Критский приводит примеры из Священного Писания великих грехопадений и не менее великих подвигов.
Схема святого наглядна. Изначально человек был создан Богом для вечной жизни и радости совместно с Ним. Но прародителей обманул Сатана, и они совершили грехопадение. Спустя время, люди поняли, как глубоко их отдаление от Бога, но уже не могут изменить случившегося, так как лишены изначальных даров. И ныне взываем мы к Господу из нашего падшего состояния.
Канон читается два раза во время Поста, на первой и пятой седмице. И это далеко не случайно. На первой седмице он показывает нам, как должно выглядеть настоящее покаяние. Второй раз он позволяет нам сравнить, какой путь мы проделали с начала Поста в деле своего покаяния и исправления.
Тем самым, мы видим, что значение данного Канона исключительно велико. Каждому православному необходимо стремиться посетить в дни чтения Канона храм. Но, к сожалению, работающим людям это не всегда возможно. В таком случае необходимо хотя бы прочитать его. Прочитать вдумчиво.
Если кто-то неважно разбирается в тексте на церковнославянском языке, может прочитать на русском – все это сейчас доступно. И если подробно разберемся, то увидим, что основной смысл Великого Канона заключается в том, что Бог рядом с нами, и близость к нему не зависит от греховности или достоинства, но связана с любовью и милосердием.