Слесарь по сборке металлоконструкций компании «Рудстрой» Владимир Синдеев получил главную корпоративную награду — «Человек года Металлоинвест» в номинации «Качество».
Делаем всё
Владимир Синдеев пришёл работать сюда в 1985 году. Сегодня он — слесарь по сборке металлоконструкций и бригадир компании «Рудстрой». Вместе с товарищами по цеху изготавливает металлоконструкции, которые составляют каркас предприятий Металлоинвеста — в буквальном смысле.
— Металлоконструкции – это скелет любой постройки. Мы делаем колонны, стойки, балки перекрытия, связи, фермы – всё, что нужно для каркаса производственных зданий, – перечисляет Синдеев. – Отсюда наши конструкции разъезжаются по производственным площадкам, где их монтируют.
Между монтажными столами и железными конструкциями проплывает на стропах двенадцатиметровая двутавровая балка почти полуметровой ширины. Десяток человек наполняют огромный цех кипучей жизнью: оглушительно рокочут и выпускают снопы искр болгарки, где-то сбоку звенят и грохочут перемещаемые трубы, рядом шипит и посылает фиолетовые вспышки электросварка.
Порезать и сварить
По сути, цех, в котором работает Владимир – это полноценный завод. Из стандартных материалов – швеллеров, труб, листов, арматуры – здесь делают уникальные строительные конструкции.
— Вот уже готовая колонна, которая пойдёт в каркас здания, – показывает Синдеев. – В её основе – двутавровая балка. К ней приварили квадратную подошву из 50-миллиметрового стального листа, в которой прорезали отверстия для крепления анкерными болтами. Посередине на колонне – узел соединения из косынок и фасонок (стальные пластины разной конфигурации – прим. ред.): к ним при монтаже будут крепить горизонтальные и диагональные связи.
Подхожу к приваренной фасонке. Провожу пальцем по идеальному серебристому валику сварочного шва. Это действительно заводское качество, с которым знакомы предприятия Металлоинвеста и сторонние заказчики.
— Много памятных объектов, для которых мы делали конструкции. – говорит бригадир. – Комплексы ГБЖ на ЛебГОКе, подразделения ОЭМК, недавно вот обеспечили конвейер для подачи руды на Михайловском ГОКе. Когда едешь на работу, по сторонам видишь опоры уличного освещения – тоже наши. Конечно, есть гордость за это. Самое необычное и волнующее задание, в котором пришлось участвовать – сборка каркаса для куполов Спасо-Преображенского собора. Конструкции были нестандартными, конусными. Пять куполов собирали здесь и на фабрике окомкования, а основной – прямо перед храмом, потому что перевезти его было нельзя: он огромный. Представляете, с каким чувством я потом показывал эти купола детям!
В 2022 году Металлоинвест запустил в эксплуатацию комплекс дообогащения концентрата на Михайловского ГОКе и комплекс циклично-поточной технологии на Лебединском ГОКе. Здесь тоже присутствуют сложные многоэлементные конструкции, изготовленные с непосредственным участием Владимира Синдеева.
Семь раз отмерь
Жизнь каждой конструкции начинается с поступающего в цех заказа. Задача слесаря – подобрать и разместить в соответствии с чертежом все элементы. Затем скомпонованные узлы сваривают сварщики, и готовый продукт уходит на огрунтовку. Просто — если не считать, что нужно вырубить все заготовки, пробить или просверлить все отверстия под болты, а потом несколько раз переместить конструкцию по цеху. Тут важна командная работа.
— Обычно в сборке задействована вся бригада, от каждого зависят другие. – поясняет Синдеев. – Чем быстрее, например, один сделает заготовки, тем быстрее пойдёт сборка. Кто-то пилит, кто-то рубит, я забираю и состыковываю – это конвейер.
В арсенале слесаря – штангенциркуль, угольник, магнитные монтажные уголки, уровни. А главный рабочий инструмент сборщика — обычная рулетка. Смена длится двенадцать часов, и добрую половину этого времени Владимир Синдеев не выпускает рулетку из рук:
— Могу полчаса стоять на одной балке: вымерять, расчерчивать, проверять…
Десятки, а то и сотни замеров за смену. И каждый – как первый: если будешь делать такую работу рутинно, машинально, то недалеко и до ошибки. Потом привезут готовую колонну или балку на объект, начнут монтировать в каркас – а у неё смещены отверстия под болты или посадочное гнездо приварено не под тем углом. И что тогда делать?
Вот и не покидает рулетка руку, глаз постоянно сверяется с чертежом, голова снова и снова проверяет разметку. Шестой разряд и бригадирское звание для Владимира Синдеева в первую очередь ответственность – за себя и всю бригаду.
— Владимир Иванович, а сможете на глаз шестиметровую трубу точно пополам разделить?
— Наверное, смогу, – улыбается слесарь. – Но не буду. Глаз есть глаз, а у нас на первом месте измерительные приборы. Точность здесь нужна стопроцентная.
Старое и новое
37 лет на одном месте, в одном цехе. Неужели не надоело? Нет, отвечает Человек года. Не надоело хотя бы потому, что работа на самом деле творческая. Шаблонные конструкции цех, за редким исключением, не делает. Поэтому каждый новый чертёж для сборщиков – как новая задача в учебнике. Самим интересно её решить.
Да и условия работы меняются: приходит новое оборудование, другие технологии.
— Вот, например, гильотинные ножницы, – рассказывает Владимир Синдеев. – Старые рубили железо толщиной до 12 миллиметров: всё, что толще, приходилось резать газовым резаком. Сегодня новые ножницы справляются с 24 миллиметрами. Появились плазменная резка – режет автоматически детали любой конфигурации, без шероховатостей, идеально. А сварочный шов видели? Это наших ребят обеспечили полуавтоматами вместо дуговой сварки – теперь варят идеально, даже не надо швы зачищать.
Замечают в цехе и новшества в организации труда. Хорошо помог в работе, говорит бригадир, приход на предприятие системы 5С: теперь каждая деталь хранится в своём контейнере, каждый инструмент знает своё место на стенде. И комфортно, и эффективно: если в пору молодости Владимира Синдеева две бригады цеха выдавали 70-100 тонн металлоконструкций в месяц, то сегодня – в полтора-два раза больше.
— Я благодарен за совместный труд всем своим товарищам по цеху и руководству компании, которое выдвинуло меня на звание «Человек года». Для меня это очень почётное звание и стимул трудиться дальше – как минимум не хуже, чем сейчас!
После смены
Когда Синдеев возвращается со смены, его встречает любящая жена. Много лет она работает шеф-поваром в детском саду. И всегда готова порадовать мужа чем-нибудь вкусным.
— Готовит моя Ольга Витальевна всё, что закажу. Любимое блюдо – котлеты по-киевски. Балует меня тортами, пирожными – по мне разве не видно? – смеётся наш подтянутый и худощавый собеседник.
27-летний сын Антон окончил губкинский филиал МИСиС, работает в шахте. Дочь Алёна преподаёт иностранные языки в Белгороде и уже успела стать призёром конкурса «Учитель года». Благодаря Антону наш герой – молодой дедушка. Первому внуку в январе исполнится год.
Сейчас житейские помыслы семьи заняты постройкой дома для сына.
— Это моё хобби, самое лучшее, – признаётся Владимир Синдеев. – Вдвоём уже сделали фундамент, поставили коробку, сложили крышу. Так что технические профессии нам пригодились не только на работе. Стараемся всё делать своими руками, показываем соседям и родственникам. Это ведь тоже гордость, верно?
Ярослав Макаров,
фото: Александр Белашов