Найти тему

14 Китай, Путь к новому шасси. Часть 2: Задание 122 и платформа 1223.

В первой части мы посмотрели на пробный эксперимент с танковым шасси.

 Экспериментальная платформа названная 68G с новым разрабатываемым двигателем "730" отличительной внешней особенностью является двойной выхлоп на правый борт (с лева если смотреть на танк)
Экспериментальная платформа названная 68G с новым разрабатываемым двигателем "730" отличительной внешней особенностью является двойной выхлоп на правый борт (с лева если смотреть на танк)

Перед тем как завод и научно-исследовательский отдел вернулись к данным наработкам произошли два события. Первое это передача Китаю захваченного вьетнамцами М48, второе это вдохновение нескольких китайских конструкторов немецким Леопардом 2К после посещения завода Krauss-Maffei в Германии. Это вдохновение материализовалась в виде экспериментального ходового макета 1224. Так как в заголовке мы обозначили номер 1223 то следует, что главным фактором в появлении нашего пациента стало первое событие.

М48, сильно уступал советским танкам в защите и огневой мощи, но превосходил их в различных технических нововведениях позволяющих лучше управлять машиной и контролировать боевую обстановку.
М48, сильно уступал советским танкам в защите и огневой мощи, но превосходил их в различных технических нововведениях позволяющих лучше управлять машиной и контролировать боевую обстановку.
Прототип Леопарда 2К, делал ставку на высочайшую мобильность и мощнейшее вооружение пренебрегая защитой которая позволяла защитится только от пулеметов и РПГ того времени.
Прототип Леопарда 2К, делал ставку на высочайшую мобильность и мощнейшее вооружение пренебрегая защитой которая позволяла защитится только от пулеметов и РПГ того времени.
Испытательная платформа 1224. То что бывает когда пытаешься создать танк заново опираясь на заграничные технологии.
Испытательная платформа 1224. То что бывает когда пытаешься создать танк заново опираясь на заграничные технологии.

К 1976 году инженеры работающие уже несколько лет над проектом 1221 не смогли исправить все проблемы этой машины и улучшенная версия 1222 так и остался на бумаге. В это же время другие инженеры вдохновившись прототипом танка Леопард2К начали работу над абсолютно новым танком под кодовым номером 1224. А вот истории об 1223 мало освещаются из-за её консервативности и простоты, а зря. Поэтому я попытаюсь по отдельным крупицам реконструировать порядок его появления. Поэтому данный текст будет более сумбурный чем обычно. Надеюсь когда-нибудь перепишу все по новой.

Мы остановились на том, что местные мастера экспериментировали с шасси Тип59 и создали две платформы которые в будущем назовут 68Революционный или 68G(предположительно с новым двигателем). Платформы не представляли какого-то большого интереса, но на одном из них испытывали разрабатываемый двигатель 730 (730 л/с). Двигатель это важная деталь вокруг которой строятся все системы связанные с движением и бронированием платформы, но увы про сам двигатель 730 я не могу что-либо сказать.

В 1973 году в руки инженеров завода №617 попал М48 и тогда интерес к шасси вернулся с новой технической базой. Примерно в 1974-1975 годах был построен прототип с новым двигателем 730 и скопированной подвеской М48. Корпус серьёзно не модифицировался.

Опорный каток малого диаметра танка 1223 с внутренней стороны
Опорный каток малого диаметра танка 1223 с внутренней стороны

Подвеска у М48 — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на 1-ом, 2-ом и 6-ом катках. У прототипа амортизаторы на 1-ом, 2-ом и последнем 5-ом катке.

Первая версия шасси после изучения М48. Башня Тип69 первой серии со 100мм гладкоствольной пушкой. Вероятно в этот момент номер машины был еще 121 так как Тип69 менялся и дорабатывался до начала 80ых пока не завершился экспортным вариантом для армии Ирака и до этого времени все эксперименты маркировались как 121А, 121Б, 121-1, 121-2 и т.д.
Первая версия шасси после изучения М48. Башня Тип69 первой серии со 100мм гладкоствольной пушкой. Вероятно в этот момент номер машины был еще 121 так как Тип69 менялся и дорабатывался до начала 80ых пока не завершился экспортным вариантом для армии Ирака и до этого времени все эксперименты маркировались как 121А, 121Б, 121-1, 121-2 и т.д.

Очевидно, что данный проект вырос из развития 121(Тип69). Сам 121 не переставал развиваться так как конечный вариант Тип69 все время нуждался в доработках и изменениях. Один из вариантов прототипа 121, а именно 68G, получил неожиданное продолжение после получения в руки М48. В какой именно момент данные работы переориентировались на задание 122 сказать сложно, но можно предположить, что между 1974 и 1978 гг. Как раз между работами над 122-1 и 122-4. Окончательно название закрепилось только в 80ых когда прототип был представлен на испытаниях под номерами "1223" написанными на его корпусе .

Шли годы и пока параллельные проекты 1224/1226 пытались изобрести танк заново, у 1223 проходили испытания и доводки. Посмотрим на то какие происходили изменения со временем.

В какой-то момент, период крайне большой от 1978 до 1981 гг, проект разделился на две части. Отличались они длинной корпуса и количеством пар катков. Я предполагаю, что они были параллельными по применяемым башням. Видимо китайские инженеры не сумели справится с перегревом двигателя и увеличили длину МТО под систему охлаждения. Потребовалось пересчитывать распределение веса и в результате появилась еще одна пара катков. Теперь на один борт было шесть катков. С пятью парами катков видимо был запасной вариант, если ничего не получится.

Ключевое - названия рассматриваемой сейчас техники нет, но мы назовем её 122-3 с пятью катками на один борт(для простоты пятикатковый 1223) или 1223 с шестью на борт (для простоты шестикатковый 1223). 1223 это именно платформа с новой подвеской и двигателем. Конструкторы не занимались ни башнями ни вооружением.

Тут нужно сделать очередное отступление. Если посмотрите на большинство китайских танков весящих более 15-20 тонн то они все похожи на советские аналоги. И это не случайность. Дело в том что китайцы не сразу научились правильно проектировать корпуса. Если другие страны начинали с танкеток и бронированных "тракторов", то у Китая такого опыта не было и поэтому новые тяжелые конструкции постоянно деформировались, давали трещины, производили сильные колебания и т.п.. Поэтому и приходилось возвращаться к проверенным конструкциям и менять их в небольших пределах. Провал 1221, 1224 и 1226 именно этим и обусловлен. Т.е. желание с малым опыта сделать конкурентно способное изделие. Отсюда и особая уникальность развития китайской школы танкостроения.

 Шестикатковый 1223. Башня от Тип69 первой серии.
Шестикатковый 1223. Башня от Тип69 первой серии.
Испытательная платформа с шестью парами катков. Башню от 1221 скорей всего установили после списания платформы или она выступала как балласт. Видно что погон башни не совпадает с диаметром отверстия в корпусе.
Испытательная платформа с шестью парами катков. Башню от 1221 скорей всего установили после списания платформы или она выступала как балласт. Видно что погон башни не совпадает с диаметром отверстия в корпусе.
Все испытания которые были запечатленные на фото представлены именно на пятикатковом 1223. Тут он с башней Тип59-1. Ориентировочно 1980ый.
Все испытания которые были запечатленные на фото представлены именно на пятикатковом 1223. Тут он с башней Тип59-1. Ориентировочно 1980ый.
Шестикатковый 1223 с башней тип59 и 100мм нарезной пушкой. Есть некоторые странности с длинной корпуса и положением башни. Увы, в подписи только имя загрузившего фото и про всякие права форума.
Шестикатковый 1223 с башней тип59 и 100мм нарезной пушкой. Есть некоторые странности с длинной корпуса и положением башни. Увы, в подписи только имя загрузившего фото и про всякие права форума.

В 1980-81 году засветился на испытаниях прототип с пятью парами катков с экспериментальной башней от тип69-IIM со 105мм пушкой. Именно от этого фото и строится вся история 1223 как предшественника Тип80.

Пятикатковый 1223 Время испытаний предположительно начало 80ых. Первое появление надписи 1223 которое помогло узнать о существовании этой линии исследования.
Пятикатковый 1223 Время испытаний предположительно начало 80ых. Первое появление надписи 1223 которое помогло узнать о существовании этой линии исследования.

Окончательная версия будет продемонстрирована армии в 1981ом году уже на шестикатковом 1223. Видимо с отводом тепла быфла решена проблема и после демонстрации армии прототипу будет присвоено имя Тип80(80式).

По китайским источникам Тип80: 6,32 метра(сверху) а Тип59: 6,04 метра(снизу)
По китайским источникам Тип80: 6,32 метра(сверху) а Тип59: 6,04 метра(снизу)
Прототип Тип80. Новая платформа, новая пушка, но стандартный массовый прицел с внешним дальномером. Судя по двум антеннам башня досталась от командирского Тип59/69.
Прототип Тип80. Новая платформа, новая пушка, но стандартный массовый прицел с внешним дальномером. Судя по двум антеннам башня досталась от командирского Тип59/69.

Это не окончательный вариант, но самый сложный для Китая путь пройден. Подведем итоги в заметке о появлении Тип80 и его развитии.

Предисловие к запискам о железном драконе.

Несколько слов о названиях китайских танков.

Путь к новому танковому шасси. Часть 1: Задание 121 и проект 68G.

Путь к китайскому ОБТ. Задание 122. Часть 1: Конфликт с СССР и первые пробы. Танки 122,1221,704

Путь к китайскому ОБТ. Задание 122. Часть 2: Сближение с Европой/Танк 1224