В первой части мы посмотрели на пробный эксперимент с танковым шасси.
Перед тем как завод и научно-исследовательский отдел вернулись к данным наработкам произошли два события. Первое это передача Китаю захваченного вьетнамцами М48, второе это вдохновение нескольких китайских конструкторов немецким Леопардом 2К после посещения завода Krauss-Maffei в Германии. Это вдохновение материализовалась в виде экспериментального ходового макета 1224. Так как в заголовке мы обозначили номер 1223 то следует, что главным фактором в появлении нашего пациента стало первое событие.
К 1976 году инженеры работающие уже несколько лет над проектом 1221 не смогли исправить все проблемы этой машины и улучшенная версия 1222 так и остался на бумаге. В это же время другие инженеры вдохновившись прототипом танка Леопард2К начали работу над абсолютно новым танком под кодовым номером 1224. А вот истории об 1223 мало освещаются из-за её консервативности и простоты, а зря. Поэтому я попытаюсь по отдельным крупицам реконструировать порядок его появления. Поэтому данный текст будет более сумбурный чем обычно. Надеюсь когда-нибудь перепишу все по новой.
Мы остановились на том, что местные мастера экспериментировали с шасси Тип59 и создали две платформы которые в будущем назовут 68Революционный или 68G(предположительно с новым двигателем). Платформы не представляли какого-то большого интереса, но на одном из них испытывали разрабатываемый двигатель 730 (730 л/с). Двигатель это важная деталь вокруг которой строятся все системы связанные с движением и бронированием платформы, но увы про сам двигатель 730 я не могу что-либо сказать.
В 1973 году в руки инженеров завода №617 попал М48 и тогда интерес к шасси вернулся с новой технической базой. Примерно в 1974-1975 годах был построен прототип с новым двигателем 730 и скопированной подвеской М48. Корпус серьёзно не модифицировался.
Подвеска у М48 — индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на 1-ом, 2-ом и 6-ом катках. У прототипа амортизаторы на 1-ом, 2-ом и последнем 5-ом катке.
Очевидно, что данный проект вырос из развития 121(Тип69). Сам 121 не переставал развиваться так как конечный вариант Тип69 все время нуждался в доработках и изменениях. Один из вариантов прототипа 121, а именно 68G, получил неожиданное продолжение после получения в руки М48. В какой именно момент данные работы переориентировались на задание 122 сказать сложно, но можно предположить, что между 1974 и 1978 гг. Как раз между работами над 122-1 и 122-4. Окончательно название закрепилось только в 80ых когда прототип был представлен на испытаниях под номерами "1223" написанными на его корпусе .
Шли годы и пока параллельные проекты 1224/1226 пытались изобрести танк заново, у 1223 проходили испытания и доводки. Посмотрим на то какие происходили изменения со временем.
В какой-то момент, период крайне большой от 1978 до 1981 гг, проект разделился на две части. Отличались они длинной корпуса и количеством пар катков. Я предполагаю, что они были параллельными по применяемым башням. Видимо китайские инженеры не сумели справится с перегревом двигателя и увеличили длину МТО под систему охлаждения. Потребовалось пересчитывать распределение веса и в результате появилась еще одна пара катков. Теперь на один борт было шесть катков. С пятью парами катков видимо был запасной вариант, если ничего не получится.
Ключевое - названия рассматриваемой сейчас техники нет, но мы назовем её 122-3 с пятью катками на один борт(для простоты пятикатковый 1223) или 1223 с шестью на борт (для простоты шестикатковый 1223). 1223 это именно платформа с новой подвеской и двигателем. Конструкторы не занимались ни башнями ни вооружением.
Тут нужно сделать очередное отступление. Если посмотрите на большинство китайских танков весящих более 15-20 тонн то они все похожи на советские аналоги. И это не случайность. Дело в том что китайцы не сразу научились правильно проектировать корпуса. Если другие страны начинали с танкеток и бронированных "тракторов", то у Китая такого опыта не было и поэтому новые тяжелые конструкции постоянно деформировались, давали трещины, производили сильные колебания и т.п.. Поэтому и приходилось возвращаться к проверенным конструкциям и менять их в небольших пределах. Провал 1221, 1224 и 1226 именно этим и обусловлен. Т.е. желание с малым опыта сделать конкурентно способное изделие. Отсюда и особая уникальность развития китайской школы танкостроения.
В 1980-81 году засветился на испытаниях прототип с пятью парами катков с экспериментальной башней от тип69-IIM со 105мм пушкой. Именно от этого фото и строится вся история 1223 как предшественника Тип80.
Окончательная версия будет продемонстрирована армии в 1981ом году уже на шестикатковом 1223. Видимо с отводом тепла быфла решена проблема и после демонстрации армии прототипу будет присвоено имя Тип80(80式).
Это не окончательный вариант, но самый сложный для Китая путь пройден. Подведем итоги в заметке о появлении Тип80 и его развитии.
Предисловие к запискам о железном драконе.
Несколько слов о названиях китайских танков.
Путь к новому танковому шасси. Часть 1: Задание 121 и проект 68G.
Путь к китайскому ОБТ. Задание 122. Часть 1: Конфликт с СССР и первые пробы. Танки 122,1221,704
Путь к китайскому ОБТ. Задание 122. Часть 2: Сближение с Европой/Танк 1224